Этнические стереотипы как маркеры межэтнической напряженности


Этнические стереотипы как

маркеры межэтнической напряженности


Телебаев Газиз Турысбекович,

доктор философских наук,

президент ОФ «Центр этно-политических

и гуманитарных исследований»


События, происшедшие в последние два года в Актау, Шелеке, Казаткоме, Маловодном, Маятасе показали насколько хрупко состояние межнациональной стабильности, сложившееся в стране. События эти продемонстрировали, что бытовые конфликты могут стать своего рода «спусковым крючком» для обострения межэтнической напряженности. События эти подтвердили выводы аналитиков о том, что накапливающиеся социально-экономические и политические проблемы могут выплеснуться в виде столкновения людей разной этнической принадлежности. События эти еще раз сделали очевидным то обстоятельство, что коррупция, социальное расслоение, слабость гражданского общества могут «прорываться» в виде столкновений этнических групп населения. И эти события еще раз напомнили нам, что без серьезного аналитического сопровождения, без мониторинга межнациональных отношений и ситуации внутри этнических групп, без проведения различных по масштабу и тематической направленности социологических исследований мы будем всегда опаздывать и делать публичные заявления или давать аналитические выкладки по проблеме только post factum.

В контексте произошедших событий необходимо обратить внимание на проблему, которая может быть ясно представлена только путем социологического анализа – проблему этнических стереотипов. Из исследовательской литературы известно, что стереотипы, существуя обычно в скрытой, латентной форме, могут при возникновении нештатных ситуаций играть роль дополнительного стимула для совершения тех или иных действий. Так, ясно, что если этническая группа позиционируется в массовом сознании как обладающая более негативными качествами, чем позитивными, то данный стереотип будет обусловливать настороженное, в конфликтных ситуациях – враждебное отношение к ней.

Для того чтобы проиллюстрировать эти положения мы будем использовать данные, полученные в ходе социологического исследования, проведенного исследовательской группой Министерства культуры, информации и общественного согласия еще в июле 2000 года (насколько нам известно, более поздних данных по Казахстану нет). Тогда было опрошено 2000 респондентов из 14 областей и гг. Астана и Алматы. В областях точками опроса были областной центр, малый город и два села. Выборка двухступенчатая, квотная по этническому и социально-профессиональному признакам.

В результате исследования тогда удалось зафиксировать степень этнической предубежденности у этносов и этнических групп в стране, направленность этнических стереотипов в массовом сознании. Данные, полученные с помощью применения методики «списка характерных качеств», позволяли говорить о достаточно широком распространении стереотипов в отношении национальных групп. Также мы констатировали наличие значимых элементов негативизма в отношениях между группами. Путем сравнения показателей личных характеристик нации (автостереотипы) с общими показателями характеристик других национальностей (гетеростереотипы) был выявлен уровень дистанцированности отношений между этническими группами. Факторная обусловленность системы гетеростереотипов оказалась минимальной, их направленность и содержание определялись, главным образом, принадлежностью носителя стереотипа к другой национальной культуре.

Главная особенность, которая бросается в глаза при анализе результатов исследования заключается в том, что крупные этносы страны (казахи и русские) в целом имеют позитивный имидж в массовом сознании казахстанцев (см. Таблицы 1 и 2).


^ Таблица 1 .Основные характеристики казахов




Автостереотипы







Гетеростереотипы






Качества

%



Качества

%



Открытые

55,2

1.

Открытые

46,8

2.

Миролюбивые

37,4

2.
Миролюбивые
33,9

3.

Терпеливые

36,7

3.

Почитают старших

32,6

4.

Почитают старших

32,0

4.

Терпеливые

28,9

5.

Надежные

30,5

5.

Надежные

22,5


Во-первых, в числе пяти наиболее часто упоминаемых качеств как у казахов, так у русских только позитивные.

Во-вторых, позитивны не только автостереотипы, что типично для этнической саморефлексии: завышенные самооценки этнической группы – достаточно распространенное и объяснимое явление. Позитивны и гетеростереотипы, т.е. оценка их другими этническими группами.


^ Таблица 2. Основные характеристики русских

Автостереотипы

Гетеростереотипы



Качества

%



Качества

%



Открытые

40,6

1.
Открытые
28,9



Миролюбивые

25,6

2.

Культурные

21,4


Терпеливые
28,4

3.

Надежные

21,3



Надежные

24,6

4.

Миролюбивые

19,1



Культурные

17,9

5.

Трудолюбивые

18,4


В-третьих, объективность позитивного имиджа подтверждается совпадением отдельных качеств как в самооценке, так и в оценке других. Особенно это касается казахов. Все пять качеств, которые более других были отмечены опрошенными этой национальности, также выделены и другими этническими группами: открытые, миролюбивые, терпеливые, почитают старших и надежные. У русских совпали четыре качества: открытые, миролюбивые, надежные, культурные.

Важным фактором, который можно считать «остовом» сложившихся в стране межэтнических отношений является схожесть стереотипного портрета казахов и русских в Казахстане. И те, и другие в общественном мнении позиционируются как открытые, миролюбивые и надежные. При этом это именно те качества, которые как раз обеспечивают толерантность отношений между этническими группами.

В качестве особенности надо отметить достаточно высокую степень корпоративности внутри казахского этноса, когда наиболее выраженные качества отметили более 30% опрошенных.

Есть правда в имидже казахов и негативная характеристика: такое качество как «завистливые» отметили 12,2% самих казахов и 9,5% представителей других этнических групп.

В отношении русских наиболее негативно настроены чеченцы. Так, 42,9% чеченцев называют представителей русской национальности хитрыми, 38,1% - навязывающими свои обычаи, 28,6% - жестокими, по 19% - властолюбивыми и завистливыми, 14,3% - скупыми. Подобные оценки обусловлены, несомненно, как историческими причинами, так и детерминированы событиями в новейшей истории России.

Если в отношении казахов и русских (а также еще и корейцев) в массовом сознании в целом преобладают позитивные характеристики, то в отношении других этнических групп ситуация более противоречивая, а во многих случаях и настораживающая. Мы остановимся на стереотипах относительно узбеков, уйгуров, курдов и чеченцев как наиболее показательных в этом отношении.

По совокупности автостереотипных и гетеростереотипных оценок узбеков можно охарактеризовать как трудолюбивых, религиозных и почтительных со старшими (см. Таблицу 3). Необходимо также отметить схожие оценки, которые они выставили представителям своей национальности. Это является несомненным показателем прочных корпоративных отношений внутри этнической группы.


^ Таблица 3. Основные характеристики узбеков

Автостереотипы

Гетеростереотипы



Качества

%



Качества

%



Трудолюбивые

33,0



Хитрые

31,1



Почитают старших

24,7



Трудолюбивые

21,5



Религиозные

18,6



Религиозные

19,4



Открытые

18,6



Почитают старших

15,8



Терпеливые

18,6


Скупые
13,7



Вместе с тем, как видно из таблицы, оценка другими этническими группами узбеков скорее негативная, чем позитивная. Так, больше всех остальных отмечена такая негативная характеристика, как «хитрые». Больше других так считают казахи (34,0%), русские (33,4%), корейцы (28,6%) и украинцы (28,0%).

Кроме того, в числе пяти наиболее распространенных оценок присутствует такая, как «скупые». Ее поддерживают больше уйгуры (18,6%), казахи (14,6%), корейцы (14,3%), русские (12,8%) и немцы (11,5%).

Уйгуры Казахстана, как выяснилось по итогам исследования, имеют высокую самооценку. Так, пять наиболее отмечаемых ими качеств набрали числовое значение от 32,6% до 50%. Высокая степень идентичности оценок уйгурами самих себя дает возможность указывать на высокую корпоративность и гомогенность, сплоченность в данной этнической группе. В целом представителей уйгурской национальности по совпадению самоценок и оценок других этнических групп можно характеризовать как почтительных со старшими, трудолюбивых и миролюбивых (см. Таблицу 4).


^ Таблица 4. Основные характеристики уйгуров

Автостереотипы

Гетеростереотипы



Качества

%



Качества

%



Почитают старших

50,0



Почитают старших

14,0



Трудолюбивые

46,5



Трудолюбивые

13,0



Миролюбивые

37,2



Религиозные

12,7



Открытые

36,0



Завистливые

9,2



Терпеливые

32,6



Миролюбивые

8,9


Вместе с тем заметно несовпадение авто- и гетеростереотипов в отношении данной этнической группы. Двух качеств – открытые и терпеливые – нет в том перечне приоритетных качеств, которыми другие этносы охарактеризовали уйгуров. Следовательно, другие этнические группы не считают их открытыми и терпеливыми.

В то же время, уйгуры не считают себя завистливыми и религиозными. Однако данные характеристики присутствуют в пяти наиболее распространенных оценок уйгуров всем населением, что свидетельствует о наличии некоторого негативизма по отношению к данному этносу.

Кроме того, заметны различия в количественном выражении автостереотипов и гетеростереотипов, которые гораздо меньше. Это свидетельствует не только о сплоченности этнической группы, но и ее «закрытости», когда оценка со стороны затруднена.

Специфическим образом складывается ситуация с курдами. На нее хотелось бы обратить особое внимание. Основные значимые качества, присущие курдам по мнению их самих же, ни в одном пункте не совпадают с общими характеристиками, данными другими национальностями (см. Таблицу 5). Образуется достаточно серьезная дистанция между обществом и его восприятием курдов, и самими курдами и их самооценкой.

На наш взгляд, сложившаяся система этнических стереотипов обусловлена не столько непосредственно межэтническим общением, сколько в большей мере теми стереотипами, которые осваиваются посредством неорганизованных форм передачи информации (слухов, рассказов) и этнических стереотипов, которые могут отражать предубеждение, уходящее корнями в исторические традиции. Кроме того, это может быть отражением негативного отношения некоторых СМИ к проблеме курдского сепаратизма в Турции и других странах.


^ Таблица 5. Основные характеристики курдов

Автостереотипы

Гетеростереотипы



Качества

%



Качества

%



Терпеливые

30,3



Религиозные

15,2



Открытые

27,3



Почитают старших

10,7



Надежные

27,3



Независимые

10,7



Миролюбивые

21,2



Жестокие

9,7



Культурные

21,2


Хитрые
9,3


В то же время, нельзя не обратить внимания и на проявления «закрытости», выраженной в результатах исследования в малых процентах оценки курдов другими этносами и этническими группами. Такая закрытость имеет место в реальности и проявляется, в частности, в компактном проживании этнической группы, относительно небольшом числе межнациональных браков, строгом соблюдении национальных обычаев и обрядов, что, безусловно, детерминирует существование дистанции между курдами и другими казахстанцами.

Негативные гетеростереотипы выражены наличием характеристик «жестокие» и «хитрые». Так, оценивают курдов как жестоких 11,6% казахов, хитрыми их считают 16,4% немцев, 12,4% узбеков, 10,6% казахов.

Система автостереотипов и гетеростереотипов у чеченцев оказалась весьма богатой и насыщенной как положительными, так и отрицательными оценками (см. Таблицу 6).

Автостереотипы в преобладающей мере выражены характеристикой «независимые». Чеченцы солидарны в отношении этой характеристики представителей своей национальности больше всех других этнических групп. Кроме того, другие самооценки также имеют значительное числовое выражение, что свидетельствует о корпоративной сплоченности этнической группы и высокой степени «самоуважения».


^ Таблица 6. Основные характеристики чеченцев

Автостереотипы

Гетеростереотипы



Качества

%



Качества

%



Независимые

66,7



Жестокие

41,2



Религиозные

47,6



Независимые

20,4



Почитают старших

47,6



Религиозные

21,1



Открытые

28,6



Почитают старших

14,3



Надежные

28,6



Властолюбивые

13,0

Общие оценки в корреляции с собственной самооценкой чеченцев характеризуют их, как независимых, религиозных, почтительных со старшими. Данная оценка сформулирована по совпадению оценок со всеми национальными группами.

В то же время наблюдается определенная как социально-культурная, так и этническая дистанция по отношению к чеченцам со стороны других обследуемых национальных общностей, которая заметна из анализа гетеростереотипов.

Основное значимое представление у населения сложилось о чеченцах, как о жестоких людях. Эта оценка стоит на первом месте (41,2%) и имеет самое высокое значение среди негативных гетеростереотипов всех этнических групп. Негативизм в большей мере исходит со стороны украинцев (48,8%), русских (47,1%), немцев (45,9%) и казахов (41,8%).

По мнению участников опроса, чеченцы также религиозны в значительной степени и этим они существенно отличаются от других оцениваемых этносов, в отношении которых этот стереотип значительно меньше (например, русские - 5%). Они уважают традиции своего народа, выражаемого в уважении к старшим, свободолюбивы и независимы. Бесспорно, конфликтным фоном межэтнических отношений последних лет обусловлено такое суждение, как «властолюбивые».

Таким образом, анализ этнических стереотипов в массовом сознании свидетельствует о наличии завышенной самооценки всех этносов, что само по себе характеризуется как объективный процесс саморефлексии. В то же время исследование системы гетеростереотипов показало, что между этносами существует определенная этническая дистанция, основанная в первую очередь на этническом негативизме по отношению к тому или иному этносу. Наиболее выражена данная доминанта по отношению к представителям чеченской, курдской и узбекской национальностей.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что участниками конфликтов последних двух лет, приобретших межэтническую окраску, стали чеченцы, курды и уйгуры, в отношении которых существуют негативные этнические стереотипы. Это еще раз показывает необходимость исследования стереотипов и измерения межэтнических дистанций, что может служить индикатором потенциального межнационального напряжения, которое складывается в том или ином регионе страны.


(«Ассамблея народа Казахстана как институт консолидации гражданского общества»: Материалы международной научно-практической конференции (13 – 14 мая 2009 года). Астана, 2009.)
3642717604449142.html
3642806198426346.html
3642843569504894.html
3642976820073134.html
3643161996866475.html