Трансактный анализ - Становление и развитие в России социальной работы вызвано возникновением общественной потребности...

Трансактный анализ. Трансактный анализ (ТА) был разработан психиатром Э. Берном, который считал психоанализ слишком статичным и излишне усложненным методом. В основе ТА лежат представления о состояниях Эго, трансакциях.

Структурный анализ — метод исследования состояний Эго, которые можно выделить в структуре личности как Родитель, Взрослый, Ребенок.

Работа в группах ведется на основе индивидуальных контрак­тов, в которых определяются цели и условия терапии и которые являются документом, позволяющим определить степень улучше­ния состояния участника терапевтической группы.

Роль руководителя группы — защита ее участников, позволе­ние экспериментировать с происходящими в них переменами и дееспособностью, которая выражается в своевременном вмеша­тельстве.

Руководитель помогает анализировать состояние Эго, трансак­ции, игры и сценарии. В процессе ТА один человек может изба­виться от склонности манипулировать людьми, другой же может научиться давать отпор агрессорам.

Когда становится ясно, что ведется игра, члены группы ком­ментируют и анализируют этот факт, расширяя таким образом для себя возможности выбора и приходя к установлению отноше­ний, свободных от игры.

Наконец, члены группы приобретают способность к исследо­ванию своих сценариев, переоценке своих исходных жизненных позиций, к отказу от вынужденной реализации деструктивных планов жизни.

^ Темоцентрированное взаимодействие (ТЦВ). ТЦВ сравнительно недавно пополнило арсенал методов групповой психотерапии и пользуется пока не такой широкой известностью. Группы ТЦВ от­носятся к той же гуманистической традиции, что и роджериан-ские группы встреч и группы тренинга сензитивности, однако многие их специфические особенности предопределены философ­скими взглядами основателя ТЦВ Р. Кон и ее обширным опытом в области психодинамики.

Специфическая черта метода — концентрация на определен­ной теме, структурирующей события, происходящие в группе. Сосредоточив свое внимание на конкретной теме, члены группы вступают в межличностные взаимодействия, по ходу которых по­степенно уточняется философский смысл обсуждаемой темы.

Темоцентрированное взаимодействие — метод расширения опыта (обладающий чертами интегративных обучающих страте­гий психотерапии и психодинамического тренинга), который можно использовать при обсуждении разных групповых заданий и проблем.

Главной отличительной чертой групп ТЦВ является специфи­ческий характер использования темы. Тема — это предмет, вокруг которого строится вся работа группы. Исследовательские темы помогают членам группы развить межличностные отношения и открыть новые интересы. Каждый соотносит с темой то, что име­ет отношение к его собственной личности. Мобилизующие темы уточняют дилеммы, проливают свет на неясности и обеспечива­ют готовность к работе. В темах переживания упор делается на не-


146

147

обходимости осознания актуальной ситуации («здесь и сейчас»). Та­кие темы обычно используются в уже устоявшихся коллективах.

^ Телесно-ориентированная терапия. Телесная терапия рассмат­ривается как попытка преодолеть барьер между психическим и физическим, проникнуть в запретные зоны физического начала человека, в ней подчеркивается единство тела и разума, предпо­лагается организация некой особой мудрости.

Для понимания сути телесной терапии решающее значение имеет концепция энергии. Для члена психокоррекционной груп­пы вступить в оптимальные отношения с собственным телом оз­начает активизировать спонтанный поток энергии.

Психотерапевты настаивают на том, что свободная циркуляция естественной жизненной энергии — необходимое условие здоровья, как физического, так и психического. Биоэнергетические методы направлены на достижение свободы самовыражения посредством мобилизации энергетического потенциала тела, восстановление того, что считается «первичной сутью» человека. Эта суть состоит в получении чистого удовольствия от жизни, подобного тому, кото­рое ребенок получает от удовлетворения своего любопытства.

Источником удовольствия становятся свобода движений и от­сутствие напряжения. Развитию способности к получению удо­вольствия препятствует влияние общества, требующего от людей, чтобы они пренебрегали своими первичными потребностями, со­глашались с социальными условиями и уступали чужим потреб­ностям.

Мышечные напряжения тела человека определяются различ­ного рода событиями и травмами, которые были пережиты им в период формирования его личности. Процесс формирования диа­лектичен в том смысле, что психологические и телесные факторы постоянно взаимодействуют.

Общая биоэнергетическая модель предполагает, что заблоки­рованные страхом и поэтому не получающие выхода чувства и импульсы видоизменяются или подавляются, что приводит к те­лесной скованности, нарушениям энергетических процессов в теле и изменениям личности.

Основные процедуры телесно-ориентированной терапии — дыхательные упражнения, напряженные позы, двигательные уп­ражнения, физические контакты (массаж).

10.7. Техники, приемы и стиль ведения группы

Ведущий использует различные техники и приемы. Приемы ведения группы — это целенаправленные действия, с по­мощью которых управляют ходом занятий, групповым процессом. Некоторые приемы — самостоятельные действия, т. е. предназна-

148

чены для получения терапевтического эффекта, другие играют вспомогательную роль и используются в сочетаниях с другими техниками. Ведущий должен иметь в своем арсенале набор опре­деленных практических заданий и упражнений, который необхо­димо постоянно расширять.

Техники и приемы ведения групп, различные упражнения (раз­минка, разогрев) используются для реализации основных задач. Так, установлению здорового климата в группе, способствующе­го оптимизации общения, на первых занятиях весьма помогает процедура, когда участники рассказывают о себе, отвечая на воп­росы ведущего: «название любимого цвета», «любимое время года», «животное, которое нравится», «название любимой книги» и т.д. Задания и упражнения служат повышению комфортности пребы­вания в группе, действуют расслабляюще, организуют взаимо­действие участников. Они усиливают определенные чувства с целью их последующего изучения и работы с ними. Широкий арсенал методов направлен на развитие у пациентов тех или иных соци­альных навыков.

В работе с психическими больными принимаются во внимание особенности их эмоциональной и когнитивной сферы. Здесь сле­дует учитывать опасность эмоциональных перегрузок при группо­вой работе, опасность возникновения тесных эмоциональных кон­тактов при применении ряда техник и приемов.

Один из приемов — высказывания по кругу («рондо»). Несмотря на его простоту, он обладает рядом ценных свойств: помогает удер­живать внимание группы на определенной теме или проблеме, углубляет и усиливает то, что происходит на занятии. Данное уп­ражнение начинают с более раскованных участников. Это дает воз­можность другим понять, какого рода ответ им нужен. Затем при­меняется техника присоединения, что помогает установить отно­шения между отдельными участниками и повысить сплоченность группы.

Присоединение — один из основных приемов ведения группы, помогающий достичь групповой сплоченности. Участники психо­логически объединяются, между ними устанавливаются эмоцио­нальные связи, создается «чувство общности», которое становит­ся главным целительным фактором групповой работы.

Искусство ведущего — почувствовать тему, обсуждение кото­рой может вовлечь как можно больше участников. Односторонние отношения между участником и ведущим меняются на многосто­ронние — участника с другими. Замкнутые и застенчивые пациен­ты с несформированными навыками общения включаются в груп­пу, когда получают поддержку со стороны других именно после работы присоединения. Научившись «присоединяться» друг к дру­гу, они не только начинают лучше работать в группе, но и полу­чают полезные социальные навыки.

149

^ Активное слушание, невербальные способы управления дискус­сией, вербальное и невербальное выражение поддержки и пони­мания говорящему — приемы из арсенала ведущего. К невербаль­ным способам управления дискуссией относятся сигнал передачи слова, сохранение слова за собой, запрос на высказывание, отказ в предоставлении слова и т.д.

Задача оптимизации общения в группе может быть реализова­на с помощью ряда психотехнических средств, среди которых — техники релаксации, психогимнастика, приемы социометрии, игровые приемы, приемы с элементами психодрамы, групповые дискуссии, биографически и тематически ориентированные при­емы, а также приемы, использующие элементы арттерапии.

^ Техники релаксации способствуют снижению высокого уровня тревоги и психической напряженности, снятию чувства страха.

Психогимнастические приемы нацелены на активизацию и сбли­жение участников группы, уменьшение напряжения, преодоле­ние сопротивления. Приемы психогимнастики в работе с психи­ческими больными способствуют осознанию пациентом собствен­ного экспрессивного репертуара, что необходимо для успешного понимания невербального поведения других. Психогимнастика вводится в групповые занятия в виде тем. Она формулируется так, чтобы каждый участник мог внести вклад, выразить свои пробле­мы и конфликты. Темы могут быть следующие: «Я и моя семья», «Моя болезнь», «Одиночество», «Любимый сон», «Что бы я сде­лал, если бы был добрым волшебником» и т.д.

Терапевтические цели психогимнастики — это прежде всего от-реагирование агрессивных импульсов через символическое их вы­ражение или через перенесение их на другой уровень. Психогимна­стика может смягчить и обеспечить коррекцию эмоций, которые характерны для конфликтных ситуаций. В ходе психогимнастики быстрее и тоньше проходит ориентация в мотивации пациентов.

Также используются социометрические приемы. В отличие от клас­сических вариантов социометрии, которые применяются в прак­тике социально-психологического тренинга, на занятиях группы психически больных социометрическая цель обычно камуфлиру­ется привнесением игровых элементов. Основная цель при этом — оптимизация межличностных отношений, взаимная поддержка в группе («трое в лодке», «передача предмета»). Предметом, кото­рый можно передать, может быть, например, «котенок», «напи­ток». Передать предмет другому участнику — значит помочь ему, оказать поддержку, пожелать выздоровления.

^ Стиль ведения группы должен вытекать из основной цели веду­щего. Вести группу надо так, чтобы, с одной стороны, стимули­ровать активность и ответственность пациента за свое социальное поведение, а с другой — предоставлять ему защиту и поддержку. Ведущий должен учитывать особенности пациентов (когнитивные

150

или коммуникативные нарушения, измененное распознавание эмоций, снижение эмоционального резонанса).

В практике работы с психически больными наиболее распро­странен центрированный на лидере подход. Лидер должен быть активный, директивный, принимающий, некритикующий, а глав­ное — поддерживающий.

Активность и директивность лидера предполагают высокую сте­пень структурированности занятия, что существенно снижает тре­вогу участников. Обеспечение структуры включает многое, в част­ности строгое соблюдение организационных аспектов. Высказы­вания должны быть ясными и однозначными. Ведущий вводит груп­повые нормы, устанавливает терапевтический контакт, обеспе­чивает эмоциональную поддержку и способствует созданию груп­повой связанности. Ведущий должен быть непредвзятым: осозна­вая симпатии к одним участникам, одинаково хорошо учитывать потребности и нужды остальных.

Ему необходимо научиться правильно распределять внима­ние между участниками, чтобы не получилось, что выделяются более общительные и открытые участники, а замкнутые и от­страненные остаются в тени. Искреннее отношение к ним, их чувствам, поступкам, переживаниям — такой должна быть лич­ностная позиция ведущего. Группу может вести один ведущий, хотя привычный вариант групповой работы — наличие пары ве­дущих. Это способствует лучшему проявлению реакций перено­са, а также в большей степени защищает от субъективизма и ошибочных действий.

^ Ситуационно-ролевые игры весьма эффективны для тренировки адекватных поведенческих реакций психически больных. В роле­вых играх создаются условия, когда участники должны разрешить поставленную перед ними задачу путем драматического игрового действия. Другие участники предлагают новые решения, инсце­нируют альтернативные стратегии поведения в данной ситуации. Широко используется весьма эффективный прием смены ролей.

Еще одним приемом ведения группы является использование элементов психодрамы. Психодраматизация используется как вспо­могательная методика на биографически ориентированных сеан­сах. При этом достигается возможность объективации всех эле­ментов поведения участников группы, облегчается выход из про­блемного тупика, возникшего в актуальной жизненной ситуации. Как и в ролевых играх, здесь используется ряд особых приемов, придающих психодраматическому этюду спонтанный и творче­ский характер, способствующий более глубокому уровню раскры­тия психологической сущности ситуации, ее анализу с разных сторон. Это такие приемы, как «обмен ролями», «двойник», «мо­нолог», опирающиеся на широкий спектр эмоционально насы­щенных средств обратной связи от других участников.

151

Также при работе с группой используются групповые дискуссии. Они применяются в форме анализа конкретных ситуаций, что способствует выявлению и проявлению проблематики каждого участника группы. Дискуссии пронизывают все формы групповой работы и в большей степени влияют на систему отношений лич­ности. Тематически ориентированные занятия включают свобод­ное обсуждение таких тем, как «Жизнь с болезнью» и т. п. В рас­сказе участника можно усмотреть типовую модель отношения к болезни, модель взаимодействия с окружающими, характерную для данного человека. Сеть групповых взаимоотношений выступа­ет в ряде случаев и как реальная модель жизненных отношений.

Тематически и биографически ориентированные дискуссии часто касаются такой проблемы, как социальная сеть значимых других. Дискуссия может высвечивать следующий ряд значимых для пациента других: «мать», «муж», «друг», «дети» и т.п.

Тематически ориентированные дискуссии не должны избегать и такую тему, как внутренняя картина здоровья. Здесь обсуждается набор качеств, присущих душевно здоровому человеку: ясное вос­приятие реальности, открытость новому опыту, целостность лич­ности, спонтанность, объективность. В этой связи обсуждаются и разъясняются качества, важные для успешного межличностного общения: эмпатия, доброжелательность, инициативность, откры­тость, искренность, принятие чувств других, самопознание.

Интересны также приемы арттерапии. Используются техники тематического и свободного рисования. Руководитель группы и ее участники должны избегать интерпретации представленных ри­сунков, художественных образов-символов, которые содержатся в них. В группе устанавливается доверительная и безоценочная об­становка, поощряющая поиск внутренних способов творческого самовыражения. В работе с психически больными чаще использу­ется недирективный тематически ориентированный вариант арт-терапии («интересное занятие», «первый снег», «золотая осень», «конец года»).

10.8. Макродизайн и микродизайн групповой работы

Макродизайн включает следующие пункты:

152


Оформление макродизайна зависит от того, кому вы намере­ны представить эту работу. Если вы адресуете ее коллегам, то во вступительной части основное внимание необходимо уделить кон­цептуальному обоснованию тренинга. Если вы отправляете мак­родизайн заказчику, акцент переносится на обоснование важно­сти темы тренинга, т. е. имеет, скорее, рекламные цели. Если про­должить взятый нами пример тренинга креативности, то это бу­дет выглядеть так: успешное развитие бизнеса в современном бы­стро меняющемся мире. Дальнейший текст может быть иден­тичным для обоих вариантов. В пункте «Ожидаемый результат» необходимо перечислить основные навыки и умения, которые участники смогут освоить в ходе тренинга.

В случае когда речь идет о программе из двух семинаров или более, полезно указать, как они могут распределяться по време­ни, например: программа подготовки ведущих тренинговых групп, участниками которой вы сейчас являетесь.

Принципы групповой работы1. Следование этим простым прин­ципам позволяет участникам понять сущность группового про­цесса.

^ Круг. Неиерархическая форма пространства. Работайте «в духе» круга.

Замедление темпа. Не торопитесь, чтобы у вас было столько времени, сколько нужно, чтобы слушать себя и других, чтобы общаться и выражать себя.

Дыхание. Отдыхайте, возвращаясь к ритму своего дыхания, когда вы участвуете в работе группы.

^ Молчание и тишина в группе. Учитесь принимать, выдерживать молчание и радоваться тишине в группе, возникла ли она спон­танно или по чьей-либо просьбе.

Правда опыта. Говорите правду о том, что вы переживаете в данный момент: несогласия, отрицательные чувства, чувство от-деленности от группы — то, что обычно трудно выразить.

^ Глубокое слушание. Слушайте, присутствуя при этом. Не выстра­ивайте стратегий.

Цените различия. Выражайте свои несогласия или сомнения и принимайте это от других, даже если это вызывает конфликт.

^ Поддерживайте напряжение, не пытайтесь что-то сделать с ним.

Не обвиняйте и не осуждайте. Тренируйте себя присутствовать с опытом другого.

Цените неизвестность. Не пытайтесь объяснять непонятное или управлять им. Позвольте непонятному быть.

1 См.: Йоманс Т. Процесс короны: групповая работа в духовном контексте. СПб., 1996.

153

Будьте терпеливы к работе группы и ко времени, которое это требует.

^ Получайте удовольствие от процесса. Присутствуйте мгновение за мгновением в изменениях в опыте группы и ее членов, в изме­нениях, представляющих многомерный процесс исцеления, раз­вития и творчества.

^ Оформление микродизайна (самостоятельная работа с ко-тре-нером). Микродизайн — это детальный проект каждого тренинго-вого занятия, который включает следующие пункты:

Вводная часть для последующих занятий: приветствие, огла­шение темы занятия, обсуждение домашнего задания в круге, упражнения-энергизаторы;

Для каждого этапа и отдельного элемента (упражнение, дис­куссия, игра и т.п.) работы необходимо указать время его прове­дения.

^ Рекомендуемая литература

Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. — Екатеринбург, М., 1995.

Мастерство психологического консультирования / под ред. А. А. Бад-хена, A.M.Родиной. — СПб., 2002.

Психология социальной работы / под ред. М. А. Гулиной. — СПб., 2002.

Сафонова Л. В. Технологии психосоциальной работы: учеб.-метод. по­собие для самостоятельной работы студентов. — Екатеринбург, 2003.

Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г. В. Осипо-ва. - М., 1998.

Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содер­жание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2002.

^ РАЗДЕЛ IV ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ

И РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

С СОЦИАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ

ГРУППАМИ

ГЛАВА 11

^ ЧАСТНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ

РАБОТЫ

Основные понятия

группы риска • социальное неблагополучие • синдром эмоционального

выгорания

11.1. Понятие «социальное неблагополучие», причины его

возникновения. Понятие и факторы социального

неблагополучия

В современной России к группе социального риска относятся многие категории населения — инвалиды, граждане пожилого и престарелого возраста, неполные и многодетные семьи, дети-си­роты, подростки, склонные к противоправному поведению, и т.д.

Многозначность, широкая трактовка этого понятия приводят к тому, что в одном случае его используют как синоним понятия «малозащищенный», в другом — «социально-опасный», в тре­тьем — «малообеспеченный» и т.д. Все эти характеристики имеют прямое отношение к содержанию понятия «группа риска», пред­ставляя собой частный случай из всего множества вариантов «рис­кованного» состояния человека в обществе. Но социальный риск необязательно связан с девиантным поведением.

М. А. Беляева объясняет понятия «группа риска» и «социальное неблагополучие» как два разных состояния. В одном случае соци­альное функционирование затруднено (группа риска), в другом — нарушено (неблагополучие). Группа социального риска — это про­межуточное, переходное состояние от благополучия к небла­гополучию, а риск в том, собственно, и заключается, что под влиянием деструктивных факторов социальные параметры чело­века или группы лиц могут негативно измениться, что приведет к ситуации неблагополучия.

155

Частое синонимичное использование понятий «группа риска» и «социальное неблагополучие» связано с тем, что любое неблагопо­лучие автоматически порождает разнообразные социальные риски более высокого порядка. Например, результатом химической зави­симости у человека становится утрата здоровья, социального ста­туса, и это дает все основания считать человека неблагополучным. Но все-таки не каждый наркоман ВИЧ-инфицирован, не каждый наркоман совершил уголовное преступление, однако риск проти­воправного поведения или заражения у него неизмеримо выше, чем у других граждан, поэтому наркоманы входят в группу риска в отношении инфицирования ВИЧ, гепатитом В и С, а также в груп­пу риска по противоправному поведению. Логично, что каждый неблагополучный индивид автоматически попадает в группу риска по отношению к каким-то факторам. Но обратное утверждение, что состояние группы риска сопровождается явным неблагополу­чием, неверно. Так, неполные семьи, безусловно, относятся к группе риска, но далеко не каждая неполная семья неблагополучна. Мно­говариантность состояний, которые сопровождаются социальным риском, требует их классификации. В основу этой классификации можно заложить пирамиду потребностей А. Маслоу или использо­вать характеристики социального функционирования, которые скрывают в себе потенциальные негативные изменения в сложив­шейся ситуации (материальный, психологический, физический, правовой и иной статус человека или группы).

Факторная классификация предполагает разделение всех групп социального риска на три большие категории, обусловленные:

К первой категории относятся:

156


Во вторую категорию входят:

- социальный риск, обусловленный техногенными катастро­
фами («дети Чернобыля» и т.п.).

К третьей категории относятся ситуации имуществен­ных и человеческих потерь (вдовство, сиротство, миграции и т.д.), связанные с природными катаклизмами или естественной физи­ческой гибелью человека в силу возраста, болезни.

Тот факт, что одни и те же категории населения попадают в различные группы риска, говорит о подавляющей полифакторно-сти социального риска.

Данная классификация не претендует на полноту охвата рас­сматриваемого вопроса и нуждается в дальнейшей разработке.

Таким образом, содержание понятия «группа риска» неравно­значно таким определениям социального состояния человека, как малозащищенный, неблагополучный, девиантный, и требует чет­кого обозначения факторов риска, понимания возможных послед­ствий воздействия этих факторов, т.е. сути самого риска, в чем он, собственно, заключается.


3645076889765459.html
3645253111217737.html
3645280865481662.html
3645407830914317.html
3645561802520925.html