Инвестиционно-инновационный - Молодежь XXI века: шаг в будущее материалы

Инвестиционно-инновационный потенциал региона, от­расли, предприятия — совокупность различных видов ресурсов, включая материально-производственные, финансовые, ин­теллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необхо­димые для осуществления инновационной деятельности.

На региональном уровне продолжатся совершенствование инвестиционного законодательства, стимулирование инвестиционной деятельности прямым участием средствами областного бюджета, а также осуществление мероприятий по созданию благоприятной инвестиционной среды и продвижению Амурской области для привлечения иностранных и инорегиональных инвесторов.

Инвестиции в инновации – средства, вкладываемые в воспроизводство инноваций-ресурсов или вовлекаемые в процесс воспроизводства уже в виде инноваций (техника, технологии, новые кадры с новой квалификацией, информационные ресурсы, интеллектуальные ресурсы и прочее).

Взаимосвязь инвестиционной деятельности и научно-технического прогресса имеет несколько аспектов. Важнейшим из них является рассмотрение инвестиций в качестве своеобразного катализатора научных исследований, что особенно важно в условиях превращения науки в непосредственную производительную силу общества. В этой связи должна быть сформирована модель финансирования экономического роста на основе инноваций, создающая возможность развития реального сектора экономики на базе последних достижений НТП и формирования оптимальной структуры общественного производства.

Таким образом, основу ресурсного обеспечения инновационной деятельности составляют инвестиции, отсутствие которых делает процесс создания и внедрения нововведений невозможным. Взаимосвязь инвестиций и инноваций можно также проследить и в том, что инвестиции могут вкладываться в экономическую, научную, организационную, экологическую, социальную и другие сферы. И только инновационный подход даст ощутимые эффекты и желаемые результаты от вложения инвестиций в эти сферы.

^ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В

АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Пустовалов Д.В., студент 5 курса, экономический факультет.

Научный руководитель: Бунина С.А., к.э.н.

ФГБОУ ВПО «Амурский государственный университет»


Современные, недорогие и качественные стройматериалы – вот один из путей, которым должна следовать Амурская область для максимального развития экономики.

Цель исследования - на основе анализа научных публикаций и статистических данных сферы разработать стратегические направления развития производства строительных материалов в Амурской области с учетом её экономического, географического и природно – климатического потенциала.

Новизна нашего исследования заключается в том, что выделенной стратегии развития производства строительных материалов до настоящего времени нет.

Анализ производства стройматериалов показал, что в настоящее время в Амурской области действуют около 65 предприятий по производству различных стройматериалов, из них крупных и средних 30.

Объем производства нерудных материалов в Амурской области в 2011 г. снизился по сравнению с 2010 г. на 730,3 тыс. куб. м, или на 26% .

Степень износа основных фондов в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов составляет 26,8%, и она выше, чем в промышленном производстве в целом, в 1,9 раза .

Для более последовательной и комплексной процедуры стратегического анализа был проведен SWOT-анализ, в котором выделены:

Сильные стороны (буду останавливаться на наиболее значительных):

1 Наличие собственной ресурсно-сырьевой базы для организации производства.

2 Мощная энергетическая база.

Среди слабых сторон производства стройматериалов выделены:

1 Износ основных фондов предприятий.

2 Слабая транспортная освоенность территории области.

К возможностям развития производства стройматериалов региона относятся:

1 Близость Китая.

2 Сотрудничество с национальными корпорациями.

Крупнейшая национальная корпорация в сфере стройматериалов «Евроцемент групп» планирует создать на Дальнем Востоке цементнопромышленный кластер.

Среди угроз развития необходимо выделить:

1 Конкуренция соседних регионов.

2 Вступление России в ВТО.

После выделения сильных и слабых сторон, возможностей и угроз была составлена SWOT – матрица, анализ которой стал основой для дальнейшей разработки мероприятий.

Стратегия развития производства строительных материалов будет реализована в 2 этапа:

1 Первый этап (2012-2015 годы).

2 Второй этап (2016-2020 годы).

На первом этапе необходимо:

1Привлечь необходимые инвестиции для модернизации действующих производств.

1.1 Организации выставки – ярмарки «АмурСтройЭкспо».

1.2 Смягчение административных процедур для инвестирования в производство стройматериалов в области.

37 % инвестиционных проектов сворачиваются на этапе прохождения огромного числа дорогостоящих и затянутых бюрократических процедур.

1.3 Создание информационного инвестиционного портала стройматериалов Амурской области.

2 Провести обновление основных фондов предприятий, по производству строительных материалов с переходом на более высокий уровень их технического оснащения.

2.1 Субсидирование процентной ставки по кредитам на приобретение основных фондов для предприятий.

2.2 Заключение договоров с иностранными поставщиками на льготные поставки оборудования для амурских производителей.

3 Добиться снижения ресурсоемкости, энергетических, трудовых и прочих затрат на изготовление продукции.

3.1 Поощрение создания и развитие действующих предприятий по производству инновационных строительных материалов.

Льготная цена на землю и снижение подоходного налога в первые 5 лет функционирования предприятия позволят «встать на ноги» и дать мощный стимул к развитию для молодого производства.

3.2 Применение современной технологии производства «классических» стройматериалов.

3.3 Привлечение иностранной (преимущественно из КНР) рабочей силы с последующей заменой её на отечественных специалистов.

3.4 Льготные энерготарифы для предприятий, производящих стройматериалы.

3.5 Создание промышленного кластера.

4 Создание новых и развитие действующих добывающих ресурсно-сырьевых предприятий.

4.1 Строительство стекольного завода в Райчихинске.

Амурская область богата песками, пригодными для производства высококачественного стекла, однако, на данный момент оно ввозится из Приморья.

4.2 Разработка месторождений цементных известняков, строительных песков, песчано-гравийной смеси в Тындинском районе.

4.3 Строительство завода по переработке сырья вблизи месторождений в Тындинском районе.

4.4 Установка дробильных сортировочных комплексов на трех месторождениях (Шимановское, Далдыканское и Татаканское) по добыче природного камня.

4.5 Строительство двух цементных заводов.

Строительство цементных заводов на базе Чагоянского и Тындинского месторождений известняков позволит в полном объеме обеспечить внутренний спрос на данный стройматериал.

На втором этапе (2016-2020 годы) необходимо:

1 Обеспечить выпуск конкурентоспособных высококачественных материалов и изделий.

1.1Организация масштабного мониторинга качества.

2 Повысить производительность труда.

2.1 Максимальная механизация и автоматизация производственных процессов.

2.2 Повышение квалификации инженерных кадров.

3 Обеспечить рациональное использование минеральных природных ресурсов и вовлечение в производство техногенных отходов различных отраслей строительной промышленности.

3.1 Строительство перерабатывающих отходы предприятий.

Общий объем финансирования мероприятий стратегии равен 1,634 млрд. руб. При этом из средств областного бюджета будет выделено 360 млн. руб., из средств федерального бюджета – 600 млн. руб., планируется привлечь инвестиций на сумму 674,42 млн. руб.

Разработанные стратегические положения развития производства строительных материалов Амурской области имеет и социальный, и экономический эффект.

Социальная эффективность стратегии выражена в следующем:

1 Снижение стоимости жилья.

2 Повышение уровня занятости.

3 Рост уровня жизни.

4 Развитие социальной инфраструктуры.

5 Снижение социальной напряженности.

Весьма значительным окажется и экономический эффект мероприятий стратегии.

Данные исследования говорят о том, что объем инвестиций не только растет, но и к 2020 году достигнет необходимой величины для полноценной реализации всех мероприятий.

Также мероприятиями предусмотрено обновление основных производственных фондов предприятий.

По всем видам деятельности значение коэффициента обновления постоянно растет, что говорит о замене устаревшего морально и физически оборудования на более современное.

Общий объем затрат на реализацию стратегии составил 1,634 млрд. руб., из них: 360 млн. руб. – из областного бюджета, 600 млн. руб. – из федерального бюджета, 674,42 млн. руб. – за счет инвестиций.

Значения коэффициента эффективности показывают, что для федерального, регионального бюджетов и инвесторов реализация стратегии будет выгодной.

^ ВАЛЮТНЫЙ КУРС ЮАНЯ КАК ФАКТОР МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В КИТАЕ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Пушкарев А.Д., студент 5 курса экономического факультета.

Научный руководитель: Понкратова, к.г.н., доцент.

ФГБОУ ВПО «Амурский государственный университет»


Валютная политика стран мира на сегодняшний день играет важнейшую роль в международных экономических отношениях и зачастую становится предметом оживленных споров на международных площадках. Проводимая той или иной страной валютная политика оказывает воздействие на соотношение цен в национальной валюте на товары, реализуемые на внешних и внутренних рынках. В условиях мирового финансового кризиса валютная политика отдельных стран влияет на стабильность всей мировой экономики в целом. Валютный курс и макроэкономические показатели взаимосвязаны. Глубина связи определяется валютной и экономической политикой страны, валютным режимом и степенью открытости экономики. Взаимосвязь этих экономических категорий, и доказательство наличия этих связей были изучены в данном исследовании.

Для исследования факторов, влияющих на формирование курса юаня, был проведен анализ возможности применения основных теорий обменных курсов к обменному курсу юаня. В результате оценки реального валютного курса юаня по теории ППС было получено, что в 2007, 2008 и 2010 годах номинальный курс юаня оказался заниженным, а в 2009 – завышенным. Однако данная теория при исследовании обменного курса часто приводит к противоречащим действительности выводам, что делает проблематичным ее использование при дальнейшем анализе обменного курса юаня. При рассмотрении концепции целевой зоны валютного курса пришли к выводу, что существуют проблемы и трудности при реализации данной концепции в Китае. Расчет уравновешенного курса юаня является очень сложным и трудоемким процессом. Если при расчете происходит ошибка, то она оказывает неблагоприятное воздействие на установление рациональной целевой зоны курса юаня. Чтобы поддержать целевое управление курсом юаня государство должно иметь достаточные валютные резервы, экономическую мощь и сильные налогово-бюджетные и кредитно-денежные инструменты для проведения эффективной интервенции. Немаловажным является и то обстоятельство, что китайскому правительству для эффективного управления курсом юаня необходимо достигнуть взаимных экономических соглашений с крупнейшими странами мира. При применении нормативной теории обменного курса (модель «Манделла-Флеминга») для анализа обменного курса юаня были выявлены некоторые проблемы в экономике Китая. Следует отметить, что эта концепция также имеет ряд недостатков. Во-первых, данная концепция не может учитывать специфику китайской экономической модели: совмещение рыночной модели экономики с государственным управлением. Во-вторых, модель предполагает, что либерализация обменного курса юаня (как и либерализация всей экономики в целом) является естественным развитием валютной системы страны. Альтернативных сценариев развития эта концепция не располагает.

В ходе исследования была определена взаимосвязь обменного курса юаня с ключевыми макроэкономическими показателями Китая: экономическим ростом, инфляцией и торговый балансом КНР с его основными торговыми партнерами: США, Японией и странами Еврозоны.

Во многом благодаря заниженному обменному курсу юаня удалось создать известное конкурентное преимущество в экспорте промышленной продукции. Благодаря валютной политике удалось привлечь в страну прямые иностранные инвестиции и горячие деньги из за рубежа. В этих условиях параллельно увеличивался объем инвестиций в основные фонды, увеличивалось и потребление. Оказывая непосредственное влияние на факторы экономического роста, обменный курс юаня внес определенный вклад в стремительный экономический рост КНР.

При анализе показателей торгового баланса Китая с основными внешнеэкономическими партнерами было выявлено, что юань из-за активного сальдо торгового баланса КНР с этими странами дорожает к доллару и евро и дешевеет к йене, так как сальдо торгового баланса КНР и Японии пассивно.



Рис.1. Влияние активного сальдо торгового баланса на динамику валютного курса EUR/CNY

Во время проведения исследования также было установлено, что современный финансовый кризис и валютная политика Китая имеют определенную связь.

Экономическая политика расширения экспорта и ограничения потребления внутри страны, проводимая Китаем, привела к возникновению значительного положительного сальдо в торговом балансе. Благодаря положительному сальдо торгового баланса, Китай получал значительный объем финансовых ресурсов. Большая часть этих ресурсов была направлена Народным Банком Китая в США для приобретения долларовых активов. В свою очередь США направляли значительную часть вырученных средств на закупку китайских товаров, тем самым, способствуя финансированию китайского экспорта. Доходы КНР от экспорта продолжали накапливаться, и цикл повторялся вновь. В этой связи следует отметить, что в сложившихся условиях быстрая ревальвация юаня невозможна, ибо это заметно ослабит конкурентоспособность и без того сокращающегося экспорта (в январе 2009 года экспорт Китая сократился на 17,5%). Кроме того, повышение курса юаня сократит золотовалютные резервы Китая, которые вложены в долларовые активы. Стратегия же расширения внутреннего спроса и поступательное снижение зависимости экономики Китая от экспорта, позволит создать благоприятные условия для проведения ревальвации юаня и перехода к системе свободного плавающего курса.

В то же время вопрос об оптимальном обменном курсе юаня все еще остается открытым. Ни одна из современных теорий валютного курса не учитывает специфику китайской экономической модели, а значит, не позволяет точно рассчитать оптимальную стоимость денежной единицы Китая.

Важно также подчеркнуть, что современные теории четко не определяют степень возможного регулирования обменного курса. Между двумя противоположными режимами обменного курса: жестким регулированием и свободным плаванием, существует огромное количество промежуточных подходов, которые имеют право на существование.

^ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКСПОРТА НЕФТИ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Семенова Ю. А., студентка 5 курса факультета экономики и менеджмента.

Научный руководитель: Пашина В. В., к. э. н., доцент.

Благовещенский филиал НОУ ВПО МОСКОВСКОЙ АКАДЕМИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА при Правительстве Москвы


Внешняя энергетическая политика России на современном этапе развития ее экономики является предметом острых дискуссий в научной среде. Во многом это объясняется тем обстоятельством, что Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов: на 13% территории Земли, в стране, где проживает менее 3% населения мира, сосредоточено около 10-13% всех мировых разведанных запасов нефти и до 34% запасов природного газа. В целом, в стране находится около 40% природных ресурсов нашей планеты.

Ежегодное производство первичных энергоресурсов в России в начале 21 века составляло более 12% от общего мирового производства. Сегодня ТЭК является одним из важнейших и динамично развивающихся производственных комплексов российской экономики. На его долю приходится около четверти производства ВВП, около трети объема промышленного производства, около половины доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений страны. В таблице представлены данные об объеме экспорта сырой нефти.

Таблица - Экспорт сырой нефти из Российской Федерации за 2005-2011 годы

 Годы

Сырая нефть

Всего

в том числе:

в страны дальнего зарубежья

в страны СНГ

количество, млн. тонн

стоимость, млн. долл. США

количество, млн. тонн

стоимость, млн. долл. США

количество, млн. тонн

стоимость, млн. долл. США

2005 г.

252,5

83438

214,4

73825,8

38

9612,2

2006 г.

248,4

102282,9

211,2

90755,5

37,3

11527,5

2007 г.

258,6

121502,8

221,3

107418

37,3

14084,8

2008 г.

243,1

161147

204,9

142675,7

38,2

18471,2

2009 г.

247,5

100593,2

211

88650,9

36,5

11942,3

2010 г.

250,7

135799,3

224,1

124889,4

26,6

10909,9

I кв. 2011

59

39906,9

52,5

36864,2

6,5

3042,7

II кв. 2011

62,6

48617,8

54,7

45023,5

7,9

3594,3

Источник: www.cbr.ru

В 2010 году из Российской Федерации было экспортировано более 250 миллионов тонн нефти стоимостью около 136 миллионов долларов США; из них 224 миллиона тонн приходится на страны Дальнего Зарубежья (125 млн. дол.) и 26,6 млн. тонн – на страны СНГ (10 млн. дол). В целом, за последние 10 лет с 2000 по 2010 годы, объем экспорта нефти увеличился на 106 миллионов тонн, а вот стоимость экспорта увеличилась более чем в 5 раз. Это может быть объяснено не только увеличением объемов добычи нефти, но и ростом цен на углеводороды.

По мнению многих экспертов, такая высокая доля ТЭК в российской экономике и постоянное увеличение экспорта энергоносителей являются показателями того, что сырьевая специализация России в мировой экономике усиливается. Аргументируется это тем, что российская обрабатывающая промышленность не может использовать отечественное сырье, т. к. более половины добываемых углеводородов уходит на экспорт. Таким образом, главная проблема экономического развития страны состоит не в масштабах экспорта энергоносителей, а в том, что средства, которые страна получает от их экспорта, не способствуют подъему российской обрабатывающей промышленности.

Одной из основных проблем экспорта нефти из России является высокая доля вмешательства государства в данный процесс. Государство влияет на уровень нефтедобычи, используя административные и экономические рычаги. В первом случае это происходит через систему распределения ресурсов, во втором – с помощью фискального режима.

Общий перечень платежей за пользование недрами закреплен в Ст. 39 Раздела 5 Федерального закона «О недрах». В него включены: разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы); регулярные платежи за пользование недрами; плата за геологическую информацию о недрах; сбор за участие в конкурсе (аукционе); сбор за выдачу лицензий.

Что касается налоговых изъятий, то они определены в Налоговом Кодексе РФ. Одним из основных налогов можно назвать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Налоговая ставка при добыче составляет 446 руб./т, а в 2013 году она составит уже 470 руб./т. Однако существуют льготные ставки для истощенных месторождений.

Также отмечается рост таможенных пошлин на нефтепродукты. Так в 2011 году таможенная пошлина составляла 56% от ставки таможенной пошлины на нефть, в 2012 году – 58%, а в 2013 году данная ставка составит 60%.

На рисунке показаны основные импортеры российской нефти.



Рисунок - Экспорт нефти и нефтепродуктов из России в страны мира, 2010 год, млн. тонн.

Таким образом, приведенный рисунок наглядно показывает, что крупнейшими импортерами российской нефти и нефтепродуктов являются страны Европы, страны СНГ, США, Япония и др.

Говоря о добыче углеводородов в России, следует подчеркнуть, что, по мнению ведущих отечественных специалистов, в настоящее время закачиваются запасы нефти на глубине до 3 км., поэтому в будущем будет необходимо бурить еще глубже – на 5-7 км. и это потребует применения более совершенных технологий и оборудования, а так же повышения уровня подготовки соответствующих специалистов.

Серьезной проблемой внешней энергетической политики России является транспортировка добываемых энергетических ресурсов, которой определяется освоение новых перспективных рынков сбыта.

Современная система нефтепроводного транспорта России состоит из более 50 тысяч километров магистральных нефтепроводов пропускной способностью свыше 450 миллионов тонн в год. Протяженность нефтепродуктопроводов превышает 20 тысяч километров магистральных и около 5 тысяч километров распределительных; годовая мощность системы превышает 50 миллионов тонн. Вместимость резервуарных парков по нефти превышает 15 миллионов кубометров, по нефтепродуктам – 5 миллионов кубометров.

В энергетической стратегии развития России до 2020 года в этой связи планировалось развитие системы магистральных нефтепроводов и морских терминалов для поставки нефти и природного газа на новые рынки.

Для выхода на рынок АТР задействована трубопроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО)» - строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с портами Приморского края России и обеспечить выход на рынки США и стран АТР. В рамках реализации проекта ВСТО в 2010 году был введен в эксплуатацию магистральный нефтепровод Сковородино – Мохэ мощностью 15 млн. т. в год и продолжено строительство второй очереди ВСТО.

Успешно ведется геологоразведочное и эксплуатационное бурение в Охотском море. Весной текущего года в рамках проекта «Сахалин-1» был установлен мировой рекорд наклонного бурения, при этом протяженность скважины составила 12345 м., на проектную мощность вышел завод по производству СПГ проекта «Сахалин-2».


3653327918926953.html
3653443865920665.html
3653678305841228.html
3653734293007377.html
3653836017066086.html