Требования к результатам освоения образовательной программы - страница 32

^ Пояснительная записка
Цель и задачи дисциплины.

Цель дисциплины: формирование прочных теоретических знаний по вопросам обеспечения сохранности документального наследия Российской Федерации, изучение основных методологических аспектов реставрационной науки в процессе ее эволюции, практическое применение новых технологий консервации документов.


^ Задачи дисциплины:

- определить значение процесса обеспечения сохранности документов в общей системе охраны и реставрации памятников культурного наследия Российской Федерации,

- проследить историю сохранения документального наследия России, развитие взглядов на реставрацию и охрану памятников письменности,

- выявить особенности подходов к реставрации документов на различных материальных носителях с использованием разнообразных средств письма,

-изучить причины биологических, химических, механических повреждений документов и методику их устранения,

- ознакомиться с новейшими подходами к вопросам обеспечения сохранности документов в свете модернизации информационных процессов и внедрения новых технических средств.


^ Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Обеспечение сохранности документального наследия России – РФ в условиях модернизации» входит в состав вариативной части профессионального цикла дисциплин (М-2) программы обучения магистров по направлению подготовки 034700.68 «Документоведение и архивоведение», квалификация (степень) «магистр» в специализированной программе «Управление документацией и документальным наследием в условиях российских модернизаций».

Дисциплина «Обеспечение сохранности документального наследия России – РФ в условиях модернизации» предполагает наличие базовых знаний в области всеобщей и отечественной истории и источниковедения, теории и методологии научного познания (М-1).

Дисциплина тесно связана с дисциплинами вариативной части базового цикла:

- «История российских модернизаций»,

базовой части профессионального цикла:

- «Теория современного документоведения и архивоведения»,

вариативной части профессионального цикла:

- «Использование документального наследия России – РФ в условиях модернизации».


В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

- законодательную базу обеспечения сохранности документального наследия России - РФ;

- историю становления и развития отечественной реставрационной науки, направленной на восстановление документа;

- методики реставрации документов на различных материальных носителях;

- достижения естественных наук (биологии и химии) в области консервации и реставрации документов,

- зарубежный опыт консервации и реставрации документов.

Уметь:

- работать с отечественными и зарубежными информационными источниками по вопросам обеспечения сохранности документов,

- пользоваться современными измерительными приборами, определяющими температуру и влажность в хранилищах, освещенность документов, кислотность бумаги,

- диагностировать повреждения документов, определять методику реставрации,

- проводить предреставрационное исследование документов и их простейшую обработку,

- использовать официальную информацию и законодательные акты органов государственной власти в своей профессиональной деятельности.

Владеть:

- понятийным аппаратом данной дисциплины;

- технологией поиска ретроспективной информации по вопросам обеспечения сохранности документального наследия России – РФ,

- способностью обобщения и анализа данных, полученных в ходе практических исследований.


Программа дисциплины «Обеспечение сохранности документального наследия России – РФ в условиях модернизации» составлена впервые на кафедре архивоведения факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ. Программа курса предусматривает изучение исторического опыта России и зарубежных стран в области обеспечения сохранности документального наследия государства, знание методик консервации и реставрации документов на различных материальных носителях, освоение новых технологических приемов реставрации документов, основанных на достижениях естественных наук.


Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.


№ п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая

самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости .

^ Форма промежуточной аттестации













Лекции

Практические занятия

Семинары

СРС в часах

1

Введение в курс. История государственной системы охраны и реставрации памятников документального наследия России. Влияние материальной основы документа и средств письма на методы его реставрации.

3




2




2

8

Деловая игра

2

Биологические и химические процессы в повреждениях документов, особенности реставрации. Проблемы сохранности электронных и технотронных документов

3




2

6



10

Тест

3

Новые технологии консервации и реставрации документов. Международное законодательство по вопросам консервации и реставрации памятников культурного наследия и зарубежные методики консервации и реставрации

3




2

4



18

Контрольная работа



. зачет

3











18

Зачет в устной форме



итого






6

10

2

54





Содержание дисциплины

Введение в курс. История государственной системы охраны и реставрации памятников документального наследия России.

Прослеживается эволюция отечественной реставрационной отрасли, анализируются различные подходы к проблеме охраны документов.


^ Раздел 1. Влияние материальной основы документа и средств письма на методы его реставрации.

Дается характеристика документов в связи с особенностями их материальной основы (пергамен, бумага тряпичной ручной выделки и машинного производства, береста, пальмовые листья, фотопленка, электронные диски) и средствами нанесения информации на документ. Разрабатывается методика диагностирования повреждений документов и этапов реставрации.


^ Раздел 2. Биологические и химические процессы в повреждениях документов, особенности их реставрации.

Исследуются методы диагностики биологических и химических повреждений документов, определяются микроклиматические параметры, обеспечивающие безопасность документов, изучаются характеристики биологических и химических препаратов, применяемых в процессе реставрации документов, рассматриваются достижения биологии и химии в современных технологиях консервации.


^ Раздел 3. Проблемы сохранности электронных и технотронных документов.

Рассматриваются проблемы сохранения документального наследия в условиях перевода информации на электронные носители, модернизации информационно-поисковых систем.


^ Раздел 4. Новые технологии консервации и реставрации документов.

Характеризуются способы консервации бумаги (стабилизация, инкапсулирование документов), распрямления пергамена, упрочения переплетов, восстановления угасшего текста и красочного слоя документов, методы восполнения утрат, оптические, оптико-фотографические приборы, используемые в реставрационных процессах.


^ Раздел 5. Международное законодательство по вопросам консервации памятников культурного наследия и зарубежные методики реставрации и консервации.

Проводится анализ международных хартий по консервации реставрации памятников, конвенций ЮНЕСКО по всемирному наследию, используемые принципы регистрации, составления сводов документальных памятников. Рассматриваются применяемые за рубежом техники консервации и реставрации документов.


Образовательные технологии

При реализации программы дисциплины «Обеспечение сохранности документального наследия Российской Федерации в условиях модернизации» используются различные образовательные технологии, направленные на формирование заявленных компетенций. В аудиторную нагрузку входят лекционные, семинарские и практические занятия, а также различные формы контроля (тестирование, контрольная работа, реферат). Применяются активные и интерактивные формы проведения занятий. При реализации программы вышеназванной дисциплины осуществляется проблемное изложение лекционного материала, сопровождаемое показом слайд-фильмов и видеодисков на заданные темы, проводятся обсуждения контрольных работ, рефератов и дискуссии, деловые игры по наиболее сложным вопросам предложенных тем, на семинарских занятиях, круглых столах, тестируется знание нормативных документов.

Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к семинарским занятиям, проводимым в форме научной конференции; индивидуальную работу в компьютерном классе и библиотеке. Она направлена на закрепление и углубление знаний, полученных в ходе аудиторных занятий.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины


Оценка знаний представляет собой совокупность различных показателей работы студента в течение всего процесса обучения. Формами контроля освоения дисциплины являются: текущий контроль в виде выполнения студентами различных контрольных заданий, промежуточный контроль (зачет).

Примерные вопросы к зачету:

  1. История государственной системы охраны памятников документального наследия.

  2. Методы реставрации документов на пергамене.

  3. Методы реставрации документов на бумаге.

  4. Реставрация переплетов, основные этапы.

  5. Реставрация красочного слоя иллюстраций в документе.

  6. Биологические повреждения документов, особенности реставрации.

  7. Химические повреждения документов, особенности реставрации.

  8. Электронные документы, особенности их сохранения.

  9. Новые технологии консервации и реставрации. Отечественные методики.

  10. Зарубежный опыт консервации и реставрации.



2. План семинарского занятия, практических занятий

и «круглых столов»

1. План семинара по разделу «Влияние материальной основы документа и средств письма на методы его реставрации».

Пояснительная записка.

Цель семинара – овладеть навыками самостоятельного поиска информации по заданной теме, научиться пользоваться профессиональной терминологией, уметь аннотировать научную литературу, обобщать полученные знания.

^ Задачи семинара:

- четко представлять классификацию документов по их материальной основе и применяемым средствам нанесения информации,

- знать методики реставрации пергамена, бересты, тряпичной бумаги ручной выделки, бумаги машинного производства, текста, написанного железогаловыми, сажевыми чернилами, угасшего текста,

- уметь самостоятельно разработать методику реставрации, составить реставрационный паспорт документа.


У выпускника магистратуры в ходе семинара формируются следующие компетенции:

- способность владеть культурой мышления, обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения, логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь (ОК-5),

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-6),

- использовать теоретически обоснованные методы естественнонаучных дисциплин (ОК-10),

- самостоятельно работать с источниками информации, совершенствуя уровень профессиональной подготовки (ПК-6),

- владеть навыками поиска источников и литературы (ПК-7),

- анализировать ценность документов с целью обеспечения их сохранности (ПК-15),

- знать технологии реставрации и консервации документов (ПК-28).


Выбор темы семинара обусловлен задачами дисциплины. На семинар отводится 2 часа.

Вопросы к семинару:

  1. Особенности пергамена. Параметры его долговечности.

  2. Эволюция бумаги: от ручного производства к машинному изготовлению. Критерии ее долговечности.

  3. Средства письма, их влияние на бумагу.

  4. Особенности машинописного, гектографического, ротапринтного текста.

  5. CD-документы. Критерии их долговечности.

  6. Способы реставрации пергамена.

  7. Реставрация переплетов и их консервация.

  8. Особенности реставрации поврежденного красочного слоя.

  9. Способы реставрации бумаги.

  10. Виды консервации документов.

  11. Принципы действия реставрационной техники.

  12. Научные исследования в процессе реставрации.


Литература по теме семинара.

Основная:

  1. Реставрация памятников истории и искусства в России в XIX-XX веках. История, проблемы: Учебное пособие. – М., 2008.

  2. Семеновкер Б.А. Эволюция информационной деятельности. Рукописная информация. Часть 1. – М., 2009.

  3. Средневековый книжный переплет: История, материалы и техники, принципы реставрации: Учебное пособие/Авт.-сост. И.П. Мокрецова. – М.: РГГУ, 2005.

  4. Спаси и сохрани книгу. – М., 1996.

  5. Консервация и реставрация книг: Методические рекомендации. – М.: ВГБИЛ, 1980.

  6. Привалов В.Ф. Современные принтерные и рукописные тексты документов как объекты архивного хранения. – М., 2007.


Дополнительная литература.

  1. Быкова Г.З. Пергамен как основа средневековых рукописей // Хризограф. – М., 2005. – Вып. 2.

  2. Быкова Г.З., Мокрецова И.П. Средневековая книжная миниатюра, ее сохранность и реставрация // Сообщения ВЦНИКР. – 1970. Вып. 26.

  3. Привалов В.Ф., Любомирова О.И. Проблемы сохранения текстов документов, созданных с применением печатающих компьютерных устройств: Аналитический обзор / ВНИИДАД. – М., 1996.




  1. Привалов В.Ф., Бобкова В.Н., Куроедова Л.В. Оценка физического состояния документов. Способ малой выборки: Практическое пособие / ВНИИДАД. – М., 1996.

  2. Устинов В.А., Меркулов В.Н., Тихонов С.А. Новые носители архивной информации // Вестник архивиста. – 1999. - № 1 (49). – С. 32-51.

  3. Федосеева Т.С., Мокрецова И.П. Опыт и перспективы использования синтетических материалов для реставрации средневековых рукописных памятников // Художественное наследие. Хранение, исследования, реставрация. Сб. статей. - Вып. 18. – М.: ГосНИИР, 2000. – С. 33-35.



2. По разделу «Биологические и химические процессы в повреждениях документов, особенности реставрации» проводится деловая игра, целью которой является формирование знаний умений и навыков в диагностике поврежденных документов, определение параметров их учета и разработка стратегии дезинфекции, нейтрализации и последующей их реставрации.

^ Задачи деловой игры:

- научиться видеть и различать повреждения, вызываемые грибами, насекомыми, воздействием света.

- знать, как бороться с этими повреждениями,

- владеть простейшими методами дезинфекции, очистки поврежденных документов.


^ Деловая игра призвана сформировать у выпускников-магистров следующие компетенции:

- способность использовать научные методы биологии и химии в диагностике и ликвидации повреждений документов (ОК-10),

- умение самостоятельно овладевать новыми методами исследования (ПК-1),

- использовать современное реставрационное оборудование и приборы (ПК-4);

- обеспечить сохранность документов на основе знания современных технологий консервации и реставрации (ПК-28).


Выбор темы деловой игры обусловлен ее практической значимостью для усвоения всех разделов дисциплины «Обеспечение сохранности документального наследия России-РФ в условиях модернизации». На деловую игру отводится 4 часа учебного времени.

Основные аспекты, на которых следует сосредоточиться в деловой игре:

    1. Биологические повреждения документа, их классификация.

    2. Особенности повреждения грибами.

    3. Способы очистки и дезинфекции пораженных документов.

    4. Повреждения насекомыми. Классификация повреждений.

    5. Способы реставрации документов поврежденных насекомыми.

    6. Виды химических повреждений документов. Воздействие света на документ.

    7. Приборы, определяющие освещенность документа.

    8. Кислотность бумаги, способы определения, пути нейтрализации.

    9. Методы микологического и энтомологического контроля в консервации документов.


Литература к деловой игре.

  1. Привалов В.Ф., Колосова Э.В. Выявление документов с повреждениями носителя и текста в государственных архивах: Методическое пособие / ВНИИДАД. – М.. 1989.

  2. Ребрикова Н.Л. Биология в реставрации. – М.: ГосНИИР, 1999.

  3. Реставрация документов на бумажных носителях: Методическое пособие / ВНИИДАД. – М., 1989.

  4. Полякова Ж.В. Защита архивных документов от биоповреждений: Методические рекомендации / ВНИИДАД. – М., 1988.

5. Нюкша Ю.П. Биологическое повреждение бумаги и книг. – СПб., 1994

  1. Ребрикова Н.Л. Руководство по диагностике микробиологических повреждений памятников искусства и культуры. – М., 2008.


3. По разделу «Новые технологии консервации и реставрации документов» проводится «круглый стол» (2 часа).

Цель «круглого стола» - обмен знаниями. Выпускники магистратуры на основе знакомства с периодическими изданиями, научной литературой, информацией, выложенной в Интернет, делают сообщения по вышеназванной теме, совместно обсуждаются достоинства и недостатки новых технологий консервации и реставрации документов. Сообщения могут быть основаны на опыте практической работы в отечественных и зарубежных архивах. Планируется показ DVD-фильмов по теме.

^ В ходе работы над заданной темой формируются следующие компетенции:

- способность проявлять инициативу в научных изысканиях (ОК-8),

- способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий, практической деятельности новые знания (ОК-9),

- способность к самостоятельному обучению новым методам исследования (ПК-1),

- владеть навыками поиска источников и литературы (ПК – 7),

- владеть навыками аннотирования и реферирования научной литературы (ПК -13).

Литература.

Научно-практический журнал «Отечественные архивы», Интернет-ресурсы.


4. По разделу «Международное законодательство по вопросам консервации и реставрации памятников культурного наследия, зарубежные методики консервации и реставрации» выпускнику магистратуры предлагается написать реферат с последующим его обсуждением в аудитории (на обсуждение отводится 2 часа учебного времени). Реферат должен иметь традиционную структуру: вступление с постановкой проблемы, основная часть, последовательно раскрывающая проблему, заключение с выводами, список литературы по теме.


Примерные темы рефератов:

  1. «Венецианская хартия» 1964 г., основные положения, ее роль в дальнейшем сохранении культурного наследия.

  2. Нарский документ о подлинности 1994 г., основные положения.

  3. Принципы регистрации документальных памятников. Опыт составления свода памятников.

  4. Конвенция ЮНЕСКО по Всемирному наследию 1972 г., ее основные положения.

  5. Зарубежные методики консервации и реставрации бумаги.

  6. Зарубежный опыт реставрации пергамена.

  7. Зарубежная печать о реставрации электронных документов.


5. По разделу «История государственной системы охраны и реставрации памятников документального наследия России» в аудитории дается тест на знание лекционного материала с предложенными вариантами ответов, тест оценивается в баллах (на тест предусматривается 2 часа учебного времени).


^ 6. По разделу «Проблемы сохранности электронных и технотронных документов» выпускниками магистратуры пишется контрольная работа в аудитории (на которую отводится 2 часа учебного времени). Контрольная работа предусматривает наличие знаний особенностей электронных и технотронных документов, их характеристик и параметров. Поощряется знание дополнительной литературы по теме, практический опыт работы с данными документами. Особое внимание в работе уделяется решению проблем сохранности подобных документов.


7. По дисциплине «Организация сохранности документального наследия России-РФ в условиях модернизации» предусмотрены две практические работы по темам «Документы на различных материальных носителях (пергамен, береста, бумага), особенности их повреждений и специфика реставрации» (4 часа), «Биологические, химические, механические повреждения документов, методы консервации и реставрации» (4 часа). Практические занятия имеют целью закрепить полученные теоретические знания.

Формулируются следующие задачи:

- увидеть документы различных исторических эпох (на различных материальных носителях, листовые и в форме кодексов, с переплетами и миниатюрами, фотодокументы и электронные диски),

- провести диагностику поврежденных документов,

- составить реставрационные задания, картотеку повреждений,

- определить методику и этапы реставрации, описать их, составить реставрационный паспорт,

- осуществить на практике начальные этапы реставрации,

- увидеть реставрационную технику, познакомиться с ее действием,

- составить дневник практики, подвести итоги, сформулировать научные выводы.


Практику предполагается провести на базе НИО рукописей РГБ и НИЦКД РГБ (одном из важнейших реставрационных центров Москвы).

^ В ходе практики формируются следующие компетенции:

- способность к самостоятельной эксплуатации современного оборудования (ПК – 4),

- умение обеспечить сохранность документов в архивах (ПК – 25),

- владеть технологиями консервации и реставрации документов (ПК – 28).


Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Основная литература.

    1. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук. - М., 2007.

    2. ГОСТ 7.48-90 Консервация документов. Основные термины и определения.

    3. Привалов В.Ф. Обеспечение сохранности архивных документов на бумажной основе: Методическое пособие / Росархив. ВНИИДАД. – М., 2005.

  1. ОСТ 55.6-85. Документы на бумажных носителях. Правила государственного хранения. Технические требования.

  2. Привалов В.Ф., Колосова Э.В. Выявление документов с повреждениями носителя и текста в государственных архивах: Методическое пособие / ВНИИДАД. – М.. 1989.

  3. Ребрикова Н.Л. Биология в реставрации. – М.: ГосНИИР, 1999.

  4. Реставрация документов на бумажных носителях: Методическое пособие / ВНИИДАД. – М., 1989.

  5. Документоведческие и архивоведческие проблемы электронных документов: Аналитический обзор / ВНИИДАД. – М., 1999.

  6. Привалов В.Ф. Микроклимат архивохранилищ и сохранность документов на бумажных носителях. Вопросы архивной климатологии: Методическое пособие / ВНИИДАД. – М., 1986.

  7. Полякова Ж.В. Защита архивных документов от биоповреждений: Методические рекомендации / ВНИИДАД. – М., 1988.

  8. Реставрация памятников истории и искусства в России в XIX-XX веках. История, проблемы: Учебное пособие. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – 604 с.

  9. Тоскина И.Н. Насекомые – вредители художественных ценностей. – М., 1998.

  10. Михайлов О.А. Электронные документы в архивах (аналитический обзор). – М.: Диалог-МГУ, 1998.



. Дополнительная литература

  1. Быкова Г.З. Пергамен как основа средневековых рукописей // Хризограф. – М., 2005. – Вып. 2.

  2. Быкова Г.З.,Мокрецова И.П. Средневековая книжная миниатюра, ее сохранность и реставрация // Сообщения ВЦНИКР. – 1970. Вып. 26.

  3. Брухман Э.Э. Прикладная биохимия. – М., 1981.

  4. Киреева В.Н. Исследование пергамента // Художественное наследие. – 2000. - № 18. – С. 29.

  5. Загуляева З.А. Инструкция по сушке и обеззараживанию книг и документов токами высокой частоты // Вопросы консервации и реставрации бумаги и пергамена. – М.-Л., 1962. – С.60-64.

  6. Мокрецова И.П. Реставрация средневековой книжной миниатюры // Восстановление памятников культуры (проблема реставрации). – М., 1981.-с. 167 – 184.

  7. Мокрецова И.П. Средневековый книжный переплет. История, материалы и техника, принципы реставрации: Учебное пособие. – М., 2005.

  8. Нюкша Ю.П. Биологическое повреждение бумаги и книг. – СПб., 1994.

  9. Охрана культурного наследия России XYII-XX в.: Сб. док. – М.: Весь мир, 2000.

  10. Привалов В.Ф., Любомирова О.И. Проблемы сохранения текстов документов, созданных с применением печатающих компьютерных устройств: Аналитический обзор / ВНИИДАД. – М., 1996.




  1. Привалов В.Ф., Бобкова В.Н., Куроедова Л.В. Оценка физического состояния документов. Способ малой выборки: Практическое пособие / ВНИИДАД. – М., 1996.




  1. Ребрикова Н.Л. Применение ферментов в реставрации // Реставрация музейных ценностей. Вестник. – 2000. - № 1. – С.57-59.




  1. Ребрикова Н.Л. Руководство по диагностике микробиологических повреждений памятников искусства и культуры. – М., 2008.




  1. Ребрикова Н.Л., Мантуровская Н.В. Исследование проблемы этиологии образования фоксингов // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. -1992. - № 17. – С. 103-107.

  2. Рославский В.М. Становление учреждений охраны и реставрации памятников 1917-1921 гг.: Игорь Грабарь и реставрация. – М., 2004.

  3. Симонии П.К. К истории обихода книгописца, переплетчика и иконописца при книжном и иконном строении // Памятники древней письменности и искусства. – М., 1906. – Т. 161.

  4. Стеблевский В.И., Николаева Н.К. (сост.) Консервация и реставрация книг: методические рекомендации.- М., 1987. – С. 40-45, 138.

  5. Устинов В.А., Меркулов В.Н., Тихонов С.А. Новые носители архивной информации // Вестник архивиста. – 1999. - № 1 (49). – С. 32-51.

  6. Федосеева Т.С., Мокрецова И.П. Опыт и перспективы использования синтетических материалов для реставрации средневековых рукописных памятников // Художественное наследие. Хранение, исследования, реставрация. Сб. статей. - Вып. 18. – М.: ГосНИИР, 2000. – С. 33-35.

  7. Фляте Д.М. Свойства бумаги. – М.. 1986.


Ресурсы Интернет

Компьютерные программы РГБ, ГПБ, ВНИИДАД.


Все практические занятия, семинар, деловые игры, а также обсуждение рефератов проводятся в интерактивной форме, что составляет 60 % от аудиторной нагрузки.


Материально-техническое обеспечение


Для усвоения дисциплины «Обеспечение сохранности документального наследия России – РФ в условиях модернизации» используется материально-техническая база образовательного учреждения: учебные фильмы, мультимедийные средства, демонстрационные приборы, компьютерные классы и научная библиотека РГГУ.

Практические работы на темы, указанные в общей структуре дисциплины, выполняются на базе НИОР РГБ.


Разработчики:

Кафедра архивоведения ИАИ РГГУ

Канд. филос. наук

А.Е. Родионова


Эксперт:





д-р ист. наук, проф.

О.Р.Хромов



Программа одобрена на заседании Совета Историко-архивного института РГГУ

от 20.01.2010, протокол № 3.


Содержание данной программы является объектом авторского права. При использовании третьими лицами необходимо делать ссылку.

^ МИНОБРНАУКИ РОССИИ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ИСТОРИКО-АРХИВОВЕДЕНИЯ (УМО)

при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования

^ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА


Наименование дисциплины

Электронный документ в законодательстве и литературе России и зарубежных стран


Рекомендуется для направления подготовки

^ 034700 «Документоведение и архивоведение»


Квалификация (степень) выпускника

магистр


Аннотация


Курс «Электронный документ в законодательстве и литературе России и зарубежных стран» относится к вариативной части общенаучного цикла подготовки магистров по направлению «Документоведение и архивоведение». Дисциплина реализуется на факультете архивоведения и факультете документоведения кафедрой документоведения.

Содержание дисциплины направлено на приобретение студентами знаний о принципах и подходах зарубежных стран и международных организаций к толкованию понятия «электронный документ» и управлению электронными документами на современном этапе России и за рубежом.

Дисциплина направлена на формирование как общекультурных компетенций, так и профессиональных компетенций:

- владеть профессиональными знаниями, понимать сущность процессов, происходящих в документоведении, выявлять современные тенденции развития основополагающих понятий и законодательной базы документоведения в России и за рубежом (ОК-6, ОК-9,.ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПК-19, ПК-20).

Программой предусмотрен следующий вид промежуточной аттестации – зачет.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единицы – 72 часа, из них аудиторная нагрузка – лекции 6 часов, семинары – 12, самостоятельная работа студентов – 54 часа.


Пояснительная записка

Предмет изучения: современные законодательные и нормативные акты зарубежных стран и международных организаций, регулирующие вопросы управления электронными документами; современные законодательные и нормативные правовые акты России, а также подходы современных исследователей к вопросам толкования понятия «электронный документ».

^ 1. Цели и задачи курса:

Цель курса – подготовить специалиста, знающего различные подходы к толкованию понятия «электронный документ», его значения и использования в зарубежных странах и России. Задачи курса:

- изучение зарубежных тенденций и подходов к формированию и развитию законодательной базы об электронных документах;

- изучение особенностей влияния законодательных актов международных организаций на законотворческий процесс в отдельных государствах мира;

- изучение современных законодательных актов международных организаций и зарубежных стран по вопросам управления электронными документами;

- изучение подходов специалистов разных стран к толкованию основных понятий «электронный документ», «электронная подпись», «цифровая подпись» и других сопутствующих терминов в нормативных документах, литературе и периодических изданиях.


^ Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Электронный документ в законодательстве и литературе России и зарубежных стран» относится к вариативной части общенаучного цикла, изучается в 3-м семестре на втором курсе.

Дисциплина базируется на предварительном усвоении студентами всех дисциплин базовой части общенаучного цикла и дисциплин базовой части профессионального цикла:

- «Методика научно-исследовательской работы» (Базовая часть Профессионального цикла М.2. – 1 семестр); «Электронные технологии и формирование документального наследия РФ» – (1 семестр).

К моменту изучения курса «Электронный документ в законодательстве и литературе России и зарубежных стран» студент должен:

Знать:

Уметь:

Владеть:

- современными компьютерными технологиями, применяемыми в сфере ДОУ.


^ Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурных (ОК):

- способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения (ОК-9).

профессиональных (ПК):

- способность к самостоятельному обучению новым методам исследования (ПК-1);

- самостоятельно работать с источниками информации, непрерывно совершенствовать уровень профессиональной подготовки (ПК-6);

- владеть навыками поиска источников и литературы, использования правовых баз данных (ПК-7).

научно-исследовательских:

- владеть профессиональными знаниями основных проблем документоведения (ПК-8);

– понимать сущность процессов, происходящих в области документоведения и архивоведения (ПК-9);

- выявлять тенденции развития информационно-документационного обеспечения управления (ПК-12);

- владеть навыками реферирования и аннотирования научной литературы (ПК-13).


^ В результате изучения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

- подходы зарубежных стран к формированию и развитию законодательной базы об электронных документах;

- особенности влияния законодательных актов международных организаций на законотворческий процесс в отдельных государствах мира;

- современные законодательные акты международных организаций и зарубежных стран по вопросам управления электронными документами;

- подходы специалистов разных стран к толкованию основных понятий «электронный документ», «электронная подпись», «цифровая подпись» и других сопутствующих терминов в научной литературе;

- взаимосвязь российских, зарубежных и международных законодательных актов по управлению электронными документами.


Уметь:





Владеть

- методами анализа законодательно-правовых и документов и научной литературы.

- современными технологиями управления электронной документацией, регулируемыми международными и зарубежными законодательными актами;

- технологиями поиска информации, в том числе в сети Интернет;

- навыками работы с официальными сайтами международных организаций и официальными сайтами органов управления зарубежных стран.


Структура дисциплины (тематический план):







п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости. Форма промежуточной аттестации

лекции

прак-

тичес-кие

заня-тия

семи-

нары

само-стоятель-ная

работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9


1


Цель и задачи курса.

Источники и литература по курсу







2







4

Блиц-опрос

2

Понятие «электронный документ» в Российских законодательных и нормативных правовых актах, научной литературе: формирование, современные подходы и перспективы







2




6

18

Блиц-опрос

3

Понятие «электронный документ» и его аналоги

в зарубежных законодательных актах







2




12

32

Контрольная работа

11

Итоговая аттестация







6




18

54

Зачет
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, или 72 часа.


Содержание дисциплины.


Раздел 1. Цель и задачи курса. Источники и литература.

- понятийный аппарат дисциплины

- понятие «электронный документ», его появление и современные подходы к толкованию, сопутствующие понятия «электронное сообщение», «электронные данные», «записи», «электронная подпись», «цифровая подпись» и другие.


Раздел 2. Понятие «электронный документ» в Российских законодательных и нормативных правовых актах и научной литературе

- нормативные документы 80-90 х годов 20 века о документах на машинном носителе;

- ФЗ «Об электронной цифровой подписи»; ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Гражданский кодекс РФ, «Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» об электронных документах;

- возможности использования электронных документов в деятельности современных органов власти и управления и организаций.


Раздел 3. Понятие «электронный документ» и его аналоги в зарубежных законодательных актах


Образовательные технологии:

Проведение лекционных занятий с использованием персонального компьютера и компьютерного проектора, проведение семинарских занятий с заслушиванием и обсуждением докладов студентов.

Самостоятельная работа студентов предполагает работу под руководством преподавателя (консультация), в библиотеке и с фондами лаборатории кафедры документоведения.


Система текущего и промежуточного контроля знаний студентов

Система текущего и промежуточного контроля знаний студентов включает обсуждение докладов на семинарских занятиях, контрольные вопросы и зачет.


^ Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


Перечень вопросов к зачёту.

1. Законодательные акты международных организаций, регламентирующие управление электронными документами.

2. Законодательные акты стран Западной Европы, регламентирующие управление электронными документами.

3. Законодательные акты стран Азии, регламентирующие управление электронными документами.

4. Законодательные акты стран СНГ, регламентирующие управление электронными документами.

5. Федеральные законы США и законы отдельных штатов США по вопросам управления электронными документами.

6. Законодательные акты Австралии по вопросам управления электронными документами.

7. Подходы стран Западной Европы к толкованию понятий «электронный документ» и «электронная подпись».

8. Понятие «электронный документ» в законодательных актах стран СНГ.

9. Взаимосвязь законодательных актов стран СНГ и Российской Федерации по вопросам управления электронными документами.

10. Понятие «электронный документ» в современной научной литературе.


Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов:

1. Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» от 10.11.2008 № 455-3.

2. Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» от 28.12.2009 № 113-3.

3. Закон Республики Узбекистан «Об электронном документообороте» от 29.04.2004.

4. Закон Республики Казахстан «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» от 07.01.2003 № 370-2.

5. Закон Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» от 22.05.2003 № 851-IV.

6. Закон Украины «Об основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007-2015 годы» от 9 января 2007 г. N 537-У.

3660669622971644.html
3660730531720789.html
3660833594228134.html
3660924168467959.html
3661063822999746.html