Воспитание собак Сборник - страница 57


Хозяину нужно успокоить и поощрить щенка поглаживанием,

восклицанием "Хорошо".

Все действия постороннего человека по отношению к щенку

должны быть не очень резкими, умеренными, не пугающими

щенка. Достаточно проявления щенком умеренной

защитно-оборонительной реакции, но ни в коем случае не

трусости. Не нужно, чтобы щенок хватал человека зубами и

проявлял сильную возбужденность, это будет способствовать

нежелательной выработке в щенячьем возрасте злобности.

Ни в коем случае не пытайтесь вызвать у щенка

настороженность и активно-оборонительную реакцию с помощью

переодевания в одежду соседей и воздействия на щенка

угрожающими действиями: по вашему запаху и другим

индивидуальным особенностям щенок быстро вас "разоблачит",

и вы поставите своего воспитанника перед трудной, вредной

для его правильного воспитания задачей.

Щенки вследствие свойственного своему возрасту

недостаточного физического развития и неполной

сформированности поведенческих реакций зачастую, особенно в

возрасте 3-5 месяцев, проявляют на резкие внешние

раздражители (посторонних людей, животных, транспортные

средства) оборонительную реакцию в пассивной форме.

Особенно если с ними редко гуляют, мало их знакомят с

окружающей внешней средой. В таком случае они отступают от

раздражителя или пугаются, стараясь спрятаться. Такая

реакция безусловно нежелательна и нужно успокоить щенка,

отвлечь его игрой, лакомством. Но такое поведение еще не

означает, что щенок останется навсегда трусливым, и не

должно вас пугать. Как правило, это не проявление

врожденной, не поддающейся исправлению

пассивно-оборонительной реакции, обусловленной слабым типом

высшей нервной деятельности (ВНД), а естественная реакция

на незнакомый внешний резкий раздражитель, и на последующих

занятиях она заменится оборонительной реакцией в активной

форме. Если же, несмотря на неоднократные настойчивые ваши

попытки, пассивно-оборонительная реакция на резкие внешние

раздражители у щенка будет сохраняться, то в ее проявлении

нужно искать не только недостаточность предыдущего

воспитания, но и вполне вероятную нежелательную врожденную

наследственность.

Необходима продуманная ежедневная работа по воспитанию

щенка, работа терпеливая, настойчивая, целеустремленная. В

результате щенок должен усвоить, за какие действия его

поощрят, а за какие накажут. В первом случае он может

ожидать от хозяина лакомство и восклицание "Хорошо", а во

втором 2 наказание, вплоть до легких, но чувствительных

ударов прутиком. Напомним, что удары, пусть даже и легкие,

должны применяться к щенкам как крайняя мера, когда другие

меры не достигают цели, и к тому же, как правило, только к

взрослым щенкам. Неотвратимость воздействия на щенка для

прекращения нежелательных действий - главный методический

воспитательный стержень. К тому же воздействие должно

применяться в период, когда щенок пытается совершить

нежелательное действие или немедленно после него с

предварительной подачей запрещающей команды "Фу".

Для воспитания и начальной дрессировки щенка необходим

следующий инвентарь: шлейка, ошейник, поводок короткий,

поводок длинный, апортировочные предметы, прутик, сумка для

лакомства, сумка для инвентаря.


Воспитание и начальная дрессировка щенка

в возрасте 1-3 месяцев


В этот период щенка приучаются к хозяину и членам его

семьи, кормлению, своему месту, чистке и мытью,

чистоплотности, кличке, щлейке и поводку, подходу к хозяину

(команда "Ко мне"), отходу от хозяина (команда "Гуляй"),

прекращению нежелательных действий (команда "Фу"), играм с

хозяином и сверстниками, раздражителями внешней среды

(прогулки).

У щенков этого возраста легко вырабатываются

положительные навыки, связанные с какой-либо деятельностью,

и трудно вырабатываются навыки на основе тормозных реакций.

Для выработки необходимых навыков широко используют корм

(лакомство).

К хозяину и членам его семьи щенок привыкает в процессе

постоянного общения с ними. Если к щенку относятся

заботливо, доброжелательно, не допускают каких-либо

действий, вызывающих боль или пугливость, то между ним и

окружающими людьми устанавливаются и укрепляются хорошие

взаимоотношения, которые среди собаководов принято называть

хорошим контактом. Важно, чтобы наиболее прочно контакт

устанавливался между щенком и его хозяином. Это залог

успешного воспитания щенка и эффективной начальной его

дрессировки. Поэтому основную работу по содержанию щенка

должен выполнять его хозяин, а остальные члены семьи могут

привлекаться к уходу за щенком лишь в случаях крайней

необходимости (болезнь хозяина и др.).

Если маленькие питомец при вашем появлении подбегает и

ласкается к вам, нередко подпрыгивает и беззлобно лает,

сопровождает вас по квартире или во дворе, стремится

затеять игру, а в случае вашего ухода проявляет

беспокойство, нередко ищет вас, иногда скулит, ожидает

возле дверей, значит, контакт установлен.

Регулярный прием корма и воды - жизненно важная

потребность - не требует специального приучения. К тому

же ко дню отъема щенка от матери и передачи другому

владельцу он бывает хорошо приучен к разнообразному корму.

Важно щенка поить и кормить регулярно, в одно и то же время

и соблюдать полноценность суточного рациона, следуя научно

обоснованным рекомендациям.

Как недокорм, так и перекорм щенка недопустимы. В

первом случае он приведет к отставанию в росте и развитии,

а во втором - нарушит нормальный процесс пищеварения,

ухудшит аппетит, спровоцирует ожирение.

К своему месту щенка начинают приучать с первых дней

появления его в доме. Это место, на котором должен иметься

коврик (половичок), предназначено для отдыха щенка, а

также для временного его размещения в случаях, когда щенок

мешает людям (уборка помещения, прием пищи и др.).

Каждый раз, когда щенок, насытившись или наигравшись,

начнет укладываться где-либо на отдых, возьмите его на

руки, отнесите к месту отдыха и после команды "Место"

положите на коврик, повторите команду "Место" и погладьте.

В первое время щенок, как правило, попытается подняться и

убежать. В таком случае, удерживая щенка на подстилке,

повторите команду "Место", погладьте его и, как только он

успокоится, поощрите его восклицанием "Хорошо",

поглаживанием и лакомством, затем отойдите. Если щенок

уснет, на этом упражнение закончите, если же он вскоре

покинет свое место и попытается улечься где-либо в другом

месте, упреждение следует повторить. В течение дня

упражнение повторяйте 3-4 раза.

По такой методике приучайте щенка уходить по команде

"Место" в случаях, если он во время приема людьми пищи

будет попрошайничать или во время уборки квартиры станет

гоняться за веником, пылесосом и др.

Учтите, щенка сравнительно легки приучить к выполнению

команды "Место", когда он сыт или устал, и значительно

труднее, когда он возбужден запахом пищи у стола или

движущимся по полу веником или пылесосом. В первом случае

навыки легко вырабатываются уже у молодых, 1-2-месячных

щенков, а во втором - у щенков, достигших 3-4-месячного

возраста и старше.

К чистке и мытью щенка приучают с раннего возраста,

когда он отнят от матери и содержится в доме или во дворе.

Какой-либо сложности в выработке навыков спокойного

отношения к чистке не возникает, если к ней приучают

осторожно, не причиняя щенку боли и не пугая его. В таком

случае чистка станет для щенка источником приятных ощущений

и он будет каждый раз с радостью подбегать к хозяину, как

только увидит в его руке щетку и гребень.

Это в равной степени относится и к приучению щенка к

мытью. Нудно лишь внимательно следить за температурой

воды, особенно если она берется непосредственно из шланга

со смесителем. Бывают случаи, когда теплая вода внезапно

заменяется горячей и щенок получает ожог. После этого в

течение многих дней один шум вытекающей из шланга воды

будет вызывать у щенка испуг и активное сопротивление

мытью. Использовать для мытья щенков воду непосредственно

из шлангов с такими смесителями нельзя.

К чистоплотности щенка приучают с первого дня его

появления в доме. При этом необходимо строго

руководствоваться рекомендациями, изложенными на с.35-36.

При выполнении этих рекомендаций щенок постепенно привыкает

сдерживать себя и проситься на выгул.

К кличке щенок привыкает быстро, в течение трех-четырех

дней. Кличку произносят, когда обращаются к щенку во время

ухода, кормления, воспитания, начальной дрессировки, словом,

повседневно и ежечасно. Поэтому отнеситесь к выбору клички

с полным вниманием и серьезностью.

Кличка должна соответствовать полу щенка и быть

короткой, простой, легко произносимой и благозвучной.

Нельзя присваивать клички с использованием человеческих

имен, воинских званий, наименований государств,

национальностей, названий городов и тем более святынь.

Хорошо, если кличка вызывает в собаке симпатию, и

недопустимы клички, порочащие животное. По нашему мнению,

ничем не оправдано распространившееся в последние годы

увлечение кличками иностранного происхождения, особенно

сложными, труднопроизносимыми.

Во многих клубах служебного собаководства первые буквы

кличек собак устанавливаются по алфавиту в зависимости от

года их рождения. Поэтому поинтересуйтесь в клубе, какая

первая буква соответствует году рождения вашего щенка и с

учетом этого подбирайте кличку.

Для приучения щенка к кличке периодически в течение дня

четко и достаточно громко произносите ее и, как только щенок

обратит на это внимание, немедленно поощрите его

поглаживанием и лакомством, повторяя кличку. Кроме того,

используйте каждой кормление. Перед кормлением возьмите

кормушку с кормом, произнесите кличку и после реакции щенка

немедленно поставьте кормушку на место и покормите его. Во

время кормления повторите кличку 1-2 раза.

Особенно важно выработать у щенка способность

немедленно реагировать на кличку, когда он чем-либо

отвлекся, например игрушками, глоданием кости, наблюдением

за птицей и др. Для этого перед каждым кормлением щенка

дождитесь и, когда он обратит на это внимание, поставьте

кормушку с кормом и накормите его. Не забудьте повторить

кличку во время кормления 1-2 раза.

После того как щенок станет реагировать на свою

кличку, для закрепления выработанного навыка ежедневно

поощряйте щенка поглаживанием и лакомством всякий раз, когда

он будет обращать внимание на произнесенную вами кличку, но

постепенно сокращайте число поощрений. В дальнейшем к

поощрению, особенно лакомством, прибегайте изредка, как

правило, в том случае, если щенок перестанет четко и

безотказно реагировать на свою кличку.

К шлейке и поводку приучайте щенка с 2-2,5-месячного

возраста. Подберите соответствующую шлейку и подгоните ее

к щенку так, чтобы она на нем не болталась и в то же время

не затрудняла его движений. После этого осторожно, но

достаточно быстро наденьте на щенка шлейку. Если щенок

беспокоится и пытается освободиться от нее, успокойте

малыша поглаживанием, отвлеките его игрой, короткой

пробежкой. Если это не поможет и щенок по-прежнему будет

сильно беспокоиться, снимите шлейку и предоставьте ему

возможность побыть в свободном состоянии, побегать, а затем

снова наденьте шлейку. В течение дня упражнение повторите

3-4 раза.

Когда щенок станет спокойно вести себя с надетой на

него щлейкой, во время прогулки быстро и по возможности

незаметно для щенка пристегните к шлейке короткий легкий

поводок (из тесьмы, тонкой веревки) и опустите его на

землю. После 3-5-минутной прогулки возьмите поводок в

левую руку и, слегка натянув его, продолжите прогулку.

Каждый раз, когда щенок будет сильно тянуть поводок,

ослабляйте его натяжение и продолжайте прогулку. В течение

дня упражнение повторите 4-5 раз. Поводок предназначен для

удержания щенка и управления им во время выгула и прогулок.

В дальнейшем он применяется также при выработке навыков на

различные команды ("Сидеть", "Лежать" и др.). Нужно, чтобы

он вызывал у щенка только благожелательное отношение.

Обычно так и бывает. Стоит вам только взять поводок,

как щенок начнет вокруг вас бегать, подпрыгивать и

проявлять другие признаки радости. Поэтому не правы те, кто

использует поводок для наказания щенка, благо он всегда под

рукой. Для наказания щенка надо пользоваться прутиком и

прибегать к нему в случаях крайней необходимости, когда

другие меры воспитания не достигают поставленной вами цели.

Если же вы начнете стегать щенка поводком, пусть даже

слегка, он станет его бояться. При систематическом

злоупотреблении поводком щенки начинают убегать и прятаться

от хозяев каждый раз, как только они берут поводок в руки.

В то же время нельзя превращать поводок в игрушку, как

это нередко делают многие собаководы. Недопустимо, чтобы

щенок во время прогулки, играя с поводком, грыз его и тянул

к себе. В таком случае поводок теряет свое предназначение

как инструмент, дисциплинирующий щенка, особенно на

прогулках.

При соблюдении правильной методики щенок быстро

привыкает к шлейке и поводку.

Подходить к хозяину по команде "Ко мне" щенка приучают

возможно раньше, сразу же после установления с ним

хорошего контакта и приучения его к месту и кличке.

Этот навык имеет для владельца щенка и взрослой собаки

огромное значение, и к его выработке следует отнестись с

особым вниманием. Поясним на примере.

Во время прогулки со щенком без поводка, как бы вы

внимательно не следили за ним, он будет периодически

теряться из вашего поля зрения. Особенно часто это

происходит в местах, покрытых густым кустарником, или при

наличии разрушенных строений. Обычно щенок следит за вами и

далеко не удаляется. Но вот он нашел выброшенную кость,

рыбью голову, жука и др. и так ими увлекся, что весь

окружающий мир, в том числе и вы, перестал для него

существовать. Проходит некоторое время, начинает темнеть, а

ваш четвероногий любимец как сквозь землю провалился. Вы

настойчиво ищете щенка, неоднократно повторяете его клику,

но все безрезультатно. Тревога и досада одолевают вас, вы

расширяете круг поиска, но все напрасно. А ваш щенок в это

время лежит недалеко от вас, где-либо под густым кустом или

поваленным забором, и не в силах оторваться от поглотившего

все его внимание предмета. Наконец щенок найден или сам

выйдет из своего укрытия, и словесный укор, а то и удар со

стороны вконец разозлившегося владельца обрушивается на

него.

Вот почему нужно добиваться, чтобы щенок, куда бы он от

вас не запропастился, чем бы он не отвлекся, по команде

"Ко мне" немедленно подбегал к вам. Именно подбегал,

выполнял команду в темпе, энергично. Конечно, сразу этого

достигнуть нельзя, особенно от молодого животного. Ведь

щенку, которого командой "Ко мне" заставляют отказаться от

кости или ползущего жука и идти к хозяину, приходится

преодолевать могучие инстинкты. Поэтому на первых порах

достаточно, если щенок по команде "Ко мне", нередко

повторной, оставит свое увлечение и пусть медленно, но

направится к хозяину. Часто он это будет делать медленно,

явно неохотно, но постепенно, после многократных упражнений

и увеличения возраста, станет подходить к хозяину быстрее.

Не стремитесь форсировать выполнение команды "Ко мне" и

предъявлять к щенку непосильные требования. Ведь вам уже

известно, что сильный раздражитель, например появившаяся

возле собаки кошка или выстрел, способен вызвать в коре

больших полушарий головного мозга обширный очаг возбуждения,

который может распространяться на другие участки мозга и

затормозить проявление условных рефлексов. Таким сильным

раздражителем является для щенка и найденная кость или

ползущий жук.

Для выработки четко выраженного, устойчивого навыка на

команду "Ко мне" от вас потребуются терпение, настойчивость

и упорство. Щенок, а впоследствии и выросшая из него

взрослая собака, не овладевшие данным навыком, принесут вам

много хлопот, неприятностей, а порой и отчаяние.

Недостаточно выученные собаки будут часто во время прогулок

теряться, а могут потеряться и навсегда. Особенно велика

такая угроза в сезон течки у сук, так как сдерживание

проявлений половых инстинктов у собак со стороны человека, в

том числе и хозяина, весьма затруднительно.

Добиться от собаки безотказности и четкости выполнения

команды "Ко мне" можно в том случае, если эта команда будет

восприниматься как сигнал последующего поощрения,

сопровождаемого приятными ощущениями (игра, восклицание

"Хорошо", лакомство). Поэтому вначале приучайте щенка

выполнять команду "Ко мне", с помощью корма (лакомства).

Приступая к кормлению, возьмите кормушку с кормом,

произнесите кличку и, как только щенок обратит внимание,

подайте команду "Ко мне", и когда он подбежит, поощрите его

восклицанием "Хорошо", поглаживанием и дачей корма. Так

поступайте перед началом каждого кормления. При первых

упражнениях подзывайте к себе щенка, находящегося с вами в

одной комнате и наблюдающего за вами, а в дальнейшем делайте

это, когда он будет находиться в другой комнате, в коридоре

или будет чем-либо занят (игрушкой и др.). Тем самым вы

последуете принципу от простого - к сложному.

После 4-5 дней занятий приступайте к отработке команды

"Ко мне" с выходом со щенком из дома. Когда щенок во время

прогулки удалится от вас на 7-8 шагов, произнесите кличку

щенка и, лишь он обратит на это внимание, подайте команду

"Ко мне". Как только щенок к вам подбежит или подойдет,

поощрите его восклицанием "Хорошо", поглаживанием и

лакомством. В течение одной прогулки упражнение повторите

4-5 раз.

Нередко, особенно в первые дни занятий, щенок на свою

кличку и команду "Ко мне" может не реагировать. В таком

случае повторите кличку более громко и, когда щенок обратит

внимание, - более громко и в более повелительном тоне

подайте команду "Ко мне", но ни в коем случае не

выкрикивайте. Затем покажите щенку в своей руке лакомство, и

если это на щенка не подействует, то, назвав кличку, немного

отбегите в сторону или низко присядьте. Как правило, такое

действие вызовет у щенка повышенный интерес и он к вам

подбежит. Немедленно поощрите его восклицанием "Хорошо",

оглаживанием и лакомством. Используйте отбегание в сторону и

приседание также в том случае, если щенок по команде "Ко

мне" будет к вам подходить, но в замедленном темпе.

Встречаются щенки, которые, несмотря на все ваши

старания, будут плохо выполнять команду "Ко мне" или вовсе

отказываться от ее выполнения. В таком случае прибегать к

методу принуждения, хотя этот метод для щенков нежелателен.

Использовать его следует весьма осторожно и лишь для более

взрослых щенков. Возьмите щенка на длинный поводок и, когда

он от вас удалится, произнесите кличку и подайте команду "Ко

мне", вслед за чем осторожным периодическим натяжением

поводка медленно подтягивайте щенка к себе, повторяя команду

2-3 раза. Стремитесь не причинять щенку какой-либо боли. Как

только щенок к вам приблизится, поощрите его восклицанием

"Хорошо", поглаживанием и лакомством.

Повторяя упражнения, как в квартире, так и вне ее,

постепенно усложняйте дрессировку. Периодически подавайте

команду "Ко мне" без предварительного привлечения к себе

внимания щенка произнесением клички. Подавайте эту команду,

когда щенок чем-либо увлекся и скрылся от вас. Постепенно

увеличивайте расстояние между вами и щенком в момент подачи

команды "Ко мне". Но не злоупотребляйте усложнениями,

непосильными для щенка. Помните, что подхода должны

повышаться постепенно, по мере выработки первоначальных

навыков и увеличения возраста щенка.

К отходу от хозяина по команде "Гуляй" щенка приучают

после того, как он приучен выполнять команду "Ко мне".

Во время прогулки отстегните поводок, подайте команду

"Гуляй" и небольшой пробежкой увлеките за собой щенка так,

чтобы он выбежал вперед. После того как щенок немного

погуляет, подвозите его к себе и поощрите поглаживанием и

лакомством. В дальнейшем, подав команду "Гуляй", сокращайте

пробежку, а в последующем посылайте щенка вперед дня

упражнение повторяй те 4-5 раз.

По мере выработки первоначальных навыков упражнение

усложняйте. Посылайте щенка гулять все дальше от себя,

увеличивайте пребывание щенка в свободном состоянии, но не

злоупотребляйте усложнениями.

К прекращению нежелательных действий по команде "Фу"

щенка приучают осторожно, чтобы не затормаживать его

активность, естественное стремление побегать, порезвиться и

поиграть. Помните, что до 2,5-3-месячного возраста у щенка

легко вырабатываются положительные навыки, связанные с

какой-либо деятельностью, например на команду "Ко мне",

"Гуляй", но еще трудно вырабатываются тормозные реакции.

Поэтому в возрасте 1-3 месяца прибегать для прекращения

нежелательных действий к механическим воздействиям (удары

прутиком и др.) недопустимо. Основным методом отучения

щенка от дурных поступков должен стать метод отвлечения

щенка от нежелательных действий, переключения его внимания

и деятельность на другое занятие. Например, если щенок,

увлекшись игрой, схватит зубами тапочку или штору, нужно

немедленно отвлечь его от этого, назвав его кличку и бросив

на пол любимую игрушку. Как правило, щенок оставит тапочку

или штору и бросится за движущейся игрушкой. Для отвлечения

щенка от нежелательных действий можно также произнести его

кличку, подать команду "Ко мне" и для повышения

заинтересованность показать в руке лакомство. Как только

щенок к вам подбежит, поиграйте с ним 15-20 секунд, затем

поощрите лакомством. Делать это следует не ранее, чем ваш

питомец бросит тапочку или штору и подбежит к вам. В

противном случае щенок "подумает", что поощрен за игру

шторой или тапочкой.

Такими методами следует отучать щенка и от других

нежелательных действий. Прибегать к наказанию щенков в

возрасте 1-3 месяцев нельзя. Исключением из этого правила

могут стать лишь случаи, когда неоднократные попытки

отвлечения щенка от нежелательных действий остаются

безрезультатными. Тогда в порядке исключения следует нанести

щенку по спине легкий удар прутиком и одновременно подать

запрещающую команду "Фу". Такие действия нужно производить

сразу же, как только щенок попытается совершить

нежелательный поступок, или в начале его и только со щенками

2,5-3-месячного возраста.

К играм с хозяином щенка приучают через несколько дней

после того, как он привыкнет к окружающей обстановке и к

своему хозяину. Для игры используются игрушки, периодически

бросаемые на пол или на землю, короткие пробежки, игра в

прятки и др. Игры с хозяином должны в возможно большей

степени компенсировать игры с однопометниками, с которыми он

разлучен. По возможности старайтесь имитировать действия

других щенков во время игры. Опрокидывание щенка на спину,

кувыркание и др. Но все это надо делать осторожно, не

причиняя щенку боли, и непродолжительное время. Очень

полезно периодически имитировать во время борьбы победу

щенка над хозяином. Это будет способствовать выработке

смелости, настойчивости, инициативы.

Могут играть со щенком и другие члены семьи, в том

числе и дети, но тоже осторожно и непродолжительное время,

чтобы не переутомлять щенка. Нельзя превращать щенка в

живую игрушку, что особенно часто наблюдается, когда к

играм допускаются дети. В таком случае неизбежны сильное

переутомление щенка и ухудшение аппетита.

Основным партнером в играх со щенком должен быть его

хозяин, что способствует выработке между ними хорошего

контакта.

К играм щенка со сверстниками прибегают при наличии

такой возможности. Это очень полезное многоплановое

упражнение как для физического развития, так и для

воспитания щенка. Никакие другие игры не могут в полной

мере заменить игры со сверстниками. Непременными условиями

здесь должны быть здоровье щенков, приблизительно

одинаковый их возраст и физическое развитие, проведение

таких игр под вашим наблюдением.

Регулируйте продолжительность игр, увеличивая ее

постепенно. Следите за тем, чтобы на участках, где играют

щенки, не было режущих и колющих предметов. После каждой

игры отводите щенка в будку при содержании во дворе или к

месту отдыха при содержании в квартире и по команде "Место"

укладывайте его на отдых.

К ознакомлению с раздражителями внешней среды

(прогулкам) щенка приучают после того, как он привык к

хозяину и между ним и владельцем установился хороший

контакт.

Гулять с 1-3-месячными щенками нужно очень осторожно:

по физическому развитию и состоянию высшей нервной

деятельности (ВНД) они еще недостаточно сформировались и

окрепли и повышенные нагрузки для них непосильны.

Не забывайте, что прогулки предназначены не только для

физического развития и укрепления здоровья щенка, что,

конечно, очень важно, но и для приобретения жизненного

опыта, приспособления к постоянно изменяющимся условиям

внешней среды, выработки нормальной реакции на различные, в

том числе и сильные, внешние раздражители (посторонние

люди, животные, транспортные средства и др.). Поэтому во

время прогулки со щенком на шлейке и поводке периодически

останавливайтесь, предоставляйте ему возможность

ознакомится с встречаемыми на маршруте предметами, обнюхать

их и др.

Каждый раз, когда щенок чего-либо испугается, успокойте

его поглаживанием, отвлеките от этого объекта, прогуляйте и

снова подведите, чтобы он убедился в отсутствие какой-либо

опасности. Для отвлечения и успокоения периодически

используйте лакомство.

В спокойных местах, где щенку ничто не угрожает,

отстегивайте поводок и предоставляйте ему возможность

походить и побегать на свободе. Свобода, пусть даже

кратковременная, способствует выработке у щенка инициативы

в ознакомлении с окружающими предметами и их запахами, их

дифференцировании (распознавании, различения), способности

спокойного правильного реагирования на различные

раздражители, уклоняться от опасности и др. В то же время

не ослабляйте своего внимания к щенку и окружающей

обстановке, своевременно берите щенка на поводок, если

появится автомашина и другая опасность.

Не переутомляйте щенка длительными, непосильными для

него прогулок, не доводите до такого состояния, когда

щенок станет безучастным, незаинтересованным в

ознакомлении с окружающими предметами. Особенно следите,

чтобы щенок не выходил из вашего поля зрения, так как в

любой момент может потребоваться ваша помощь.


Воспитание и начальная дрессировка щенка

в возрасте 3-6 месяцев


В этот период продолжается приучение к чистоплотности,

кличке, выполнению команд "Место", "Ко мне", "Гуляй", "Фу",

играм с хозяином и сверстниками и к раздражителям внешней

среды (прогулки). Щенка приучают к ошейнику и поводку,

наморднику. Приступают к отработке команд "Рядом",

"Сидеть", "Лежать", "Стоять", "Покажи зубы", "Апорт". Ваш

питомец учится движению по лестнице, преодолению невысоких

препятствий, движению в населенных пунктах, перевозке в

транспортных средствах и выдержке.

В отличие от 1-3-месячных животных, выработка

необходимых навыков у щенков 3-6 месяцев достигается в

процессе той или иной деятельности не только при помощи

корма (лакомства), но и механических воздействий (нажим

ладонью, легкие натяжения и рывки поводок м и др.). Корм

(лакомство), как правило, используется для поощрения за

выполнение команды.

К соблюдению чистоплотности щенками данного возраста

предъявляются повышенные требования. Обычно к 3-месячному

возрасту щенок привыкает своевременно проситься на выгул,

но случаи "невыдержки" проявляются еще довольно часто.

Увлекшись игрой или каким-либо другим занятием, он еще не

может своевременно среагировать на сигналы, получаемые из

организма о переполнении мочевого пузыря и прямой кишки.

Поэтому необходимо регулярно и своевременно выгуливать

щенка. Учтите, что собаки, в том числе и щенки, не могут

освободиться от мочи в один прием и делают это при каждом

выгуле несколько раз.

Лучше всего выводить щенка, не дожидаясь, когда он сам

попросится. Если же щенок начнет беспокоится, тут же не

мешкая выводите его.

Обращайте особое внимание на качество корма.

Недоброкачественные продукты, несвежий корм могут вызвать

нарушения пищеварения и в этом случае избежать

нечистоплотности со стороны щенка вам не удастся.

К своей кличке щенок хорошо привыкает к 3-месячному

возрасту, и в дальнейшем этот навык требует лишь

закрепления и совершенствования. С этой целью периодически

поощряйте щенка, когда он реагирует на свою кличку и

обращает на вас внимание. Но поощрение лакомством

производите все реже и заменяйте восклицанием "Хорошо" и

поглаживанием. Когда же навык своевременного реагирования

щенка на кличку достаточно выработан, необходимость и в

таких поощрениях постепенно отпадает: они вполне заменяются

удовольствием, испытываемым щенком от выполнения

последующих упражнений (занятий). Например, после того как

щенок среагирует на кличку и обратит внимание на хозяина,

тот берет его на поводок и выводит на прогулку, что

является для щенка большим поощрением.

Условия закрепления и совершенствования навыка на

произносимую кличку постепенно усложняйте. Обращайтесь к

щенку, когда он чем-либо отвлечен, например игрушкой,

принюхиванием к какому-то предмету, видом и шумом

проезжающей автомашины, если щенок скрылся за кустами или

другим укрытием. Затем упражнения проводят в комплексе.

Например, произнеся кличку, подайте команду "Ко мне", а

затем "Гуляй" и др.

Приучение щенка к месту продолжается в течение всего

указанного возрастного периода. Однако после команды

"Место" щенок на свое место не относится на руках, а

отводится. Делается это так. Когда вам необходимо

отправить щенка на место, подзовите его к себе, произнесите

команду "Место" и затем увлеките его рядом с собой к месту.

Повторите команду "Место" и положите щенка на коврик

(половичок), после чего поощрите восклицанием "Хорошо",

поглаживанием и лакомством. Затем отойдите и после того,

как щенок полежит, подзовите его к себе и немного

поиграйте. Если щенок после команды "Место" на свое место

рядом с вами не идет, повторите команду более строгим тоном

и увлеките за собой щенка. В случаях, когда и это не

помогает, используйте поводок со шлейкой или ошейником.

Отведите щенка по команде "Место" к его месту на поводке,

снимите шлейку (ошейник) с поводком, положите щенка на

коврик (половичок), повторив при этом команду "Место", и

поощрите восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством.

В дальнейшем сопровождайте щенка на его место без поводка.

Постепенно после подачи команды "Место" сокращайте

число сопровождений щенка, а затем отправляйте его на место

без своего сопровождения. В течение дня упражнение

повторите 4-5 раз.

Закреплять и совершенствовать навык выполнения команды

"Ко мне" в 3-6-месячный возрастной период, в отличие от

предыдущего, допускается с помощью умеренного применения

принуждения (механическое воздействие). Например, если

щенок по команде "Ко мне" не подходит или не подбегает к

хозяину, то его, подав команду "Ко мне", осторожно

подтягивают длинным поводком, а после подхода поощряют

восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством.

Упражнение повторяется 3-4 раза.

Постепенно вводятся усложнения. Щенок подзывается

командой "Ко мне" все чаще, когда он чем-либо отвлекся или

удалился в укрытие (за куст, строение и др.).

Увеличивается расстояние удаления щенка от хозяина. При

этом каждый раз предварительно произносится кличка щенка,

чтобы привлечь его внимание, а когда он среагирует на

кличку - команда "Ко мне". Применяются комплексные

упражнения, например произносится кличка собаки, затем

команда "Ко мне", а после того, как щенок подойдет, его

поощряют и командой "Место" отправляют на место.

В рассматриваемом возрастном периоде закрепляется и

совершенствует навык выполнения команды "Гуляй".

Потребность щенка в свободе заложена с рождения. Поэтому

выполнение команды "Гуляй" по существу является для щенка

подозрением и не требует со стороны хозяина особых усилий.

Однако следует добиваться своевременного и более четкого ее

выполнения, чем прежде. После небольших перерывов упражнение

повторяется 3-4 раза.

Постепенно увеличиваются маршрут движения собаки в

свободном состоянии, его продолжительность. Вводятся

комплексные упражнения, например, после произнесения клички

щенка и его соответствующего реагирования он командой "Ко

мне" подзывается к хозяину и поощряется, а затем по

команде "Гуляй" направляется в свободное состояние. При

этом хозяин не сопровождает щенка, а остается на своем

месте.

Приучение щенка к прекращению нежелательных действий по

команду "Фу" производится на протяжении всего возрастного

периода. При этом требовании к щенку возрастают по мере

увеличения его возраста.

Для выработки навыка каждый раз, как только щенок

попытается или начнет производить то или иное

нежелательное действие, например таскать и грызть обувь,

тянуть зубами штору, гоняться за кошкой, поднимать с земли

пищевые отбросы и др., произносится в угрожающей интонации

запрещающая команда "Фу" (условный раздражитель), которая

немедленно подкрепляется механическим воздействием

(безусловным раздражителем) - рывком поводка, ударом

прутиком по спине.

Нередко щенок не подбирает пищевые отбросы, идя рядом с

вами на коротком поводке, но делает это, когда от вас

удалится. В таком случае во время прогулки со щенком на

длинном поводке внимательно наблюдайте за ним и, как только

он попытается схватить пищевой отброс, немедленно

произнесите запрещающую команду "Фу" и произведите рывок

поводком.

Как команда "Фу", так и механическое воздействие должны

быть умеренными, не пугающими щенка. Упражнение в течение

дня повторяется не более 3-4 раз.

Не один раз за день щенок предоставит вам возможность

принять меры по пресечению нежелательных действий. Но в

большинстве случаев вы их не заметите или не будете готовы к

своевременному на него воздействию. Поэтому, особенно на

первых порах, рекомендуем своевременно подготовится к

отработке упражнения, искусственно создав необходимую

обстановку. Например, вы заметили, что щенок начал хватать

зубами гардину или запрыгивать и ложиться на диван, кресло

и др. В таком случае перед выводом щенка на выгул

приоткройте окно так, чтобы ветром шевелилась гардина, и

запаситесь прутиком незаметно для щенка. Вернувшись домой,

внимательно понаблюдайте за щенком и, как только он схватит

гардину или запрыгнет на диван (кресло), подайте команду

"Фу" и нанесите прутиком по спине несильный удар.

Когда у щенка на команду "Фу" будет выработан

первоначальный навык и он станет ее выполнять, можно

ограничиться одной командой, а безусловный подкрепляющий

раздражитель (удар прутиком и др.) применять лишь

периодически, с тем, чтобы выработанный навык закреплялся и

не угасал.

Игры щенка с хозяином и сверстниками нужно практиковать

по возможности ежедневно, постепенно увеличивая их время и

интенсивность, активно используя различные игрушки. Не

забывайте о выборе игровых площадок без режущих и колющих

предметов.

Прогулки со щенками 3-6-месячного возраста проводятся по

возможности ежедневно, но не менее 4-5 раз в неделю, с

постепенным увеличением времени и протяженности. Совершают

их на поводке с ошейником. В спокойных местах поводок

отстегивается и щенку предоставляется возможность погулять и

побегать свободно.

Прогулки служат для ознакомления щенков с окружающей

обстановкой, с различными предметами, животными, людьми и

транспортными средствами. Однако проходить со щенком в

непосредственной близости от транспортных средств, издающих

сильный шум (крупнотоннажные автомашины, поезда и др.), не

рекомендуется. Если же щенок испугался, его нужно успокоить

поглаживанием, а при сильном беспокойстве отвлечь лакомством

и через некоторое время снова приблизиться к объекту,

испугавшему его, чтобы дать возможность убедиться в

отсутствии угрозы.

Приучение щенка к ошейнику и поводку производится с

3-месячного возраста по методике приучения к шлейке с

поводком. К этому времени шея у щенка уже достаточно

сформировалась и окрепла и воздействие ошейника при

правильном использовании поводком не вызывает боли, позволяя

в то же время управлять щенком. Но не нужно забывать, что

ошейник, в отличие от шлейки, прилегает к более нежным и

чувствительным участкам тела. При сильном натяжении или

рывке поводком ошейник затрудняет дыхание. Потому резкие

натяжения и рывки поводком недопустимы. Выводя щенка на

выгул и кратковременные прогулки в местах, где находятся

резкие раздражители (движущийся транспорт и др.),

целесообразно использовать не ошейник, а шлейку. Это тем

более оправдано, если не ставится задача тонкого управления

поводком, а лишь удержания щенка возле хозяина. И наоборот,

когда щенок выводится на прогулку с задачей выработки тех

или иных навыков, следует использовать не шлейку, а ошейник.

Приучать щенка к наморднику нужно с 4-месячного

возраста. Наиболее удобным для собак намордником является

так называемый глухой намордник, передняя часть которого

состоит из сплошного куска кожи или кожзаменителя с

отверстиями для воздуха. Он позволяет собаке при

необходимости держать рот открытым, что облегчает дыхание.

В теплый период года очень удобен сетчатый металлический

намордник. Он понадобится при следовании со взрослым

щенком не поводке в густом людском потоке и особенно при

его перевозке в трамвае или автобусе. Поэтому приучение к

наморднику производится уже в щенячьем возрасте.

Подберите намордник соответственно морде щенка, а при

необходимости подгоните так, чтобы он особенно не стеснял

щенка, но и не болтался. Во время прогулки со щенком на

поводке остановитесь, покажите ему намордник так, чтобы он

имел возможность его обнюхать, и осторожным, но быстрым

движением правой руки наденьте и застегните намордник, вслед

за чем продолжите прогулку, а если щенок предпримет попытку

освободиться от намордника, то немного пробегите со щенком,

успокаивая его поглаживанием. В целях отвлечения щенка от

намордника можно также подавать команды "Сидеть", "Лежать" и

др. Через 2-3 минуты снимите намордник и после небольших

перерывов упражнение повторите 3-4 раза. В дальнейшем

увеличивайте время пребывания щенка в наморднике.

Если щенок трудно приучается к наморднику, можно

использовать лакомство. Положите лакомство в намордник и,

как только щенок, пытаясь его достать, сунет морду в

намордник, наденьте его полностью и быстро снимите.

Повторите упражнение 3-4 раза. В дальнейшем надетый

намордник застегивайте и постепенно увеличивайте время

пребывания щенка в наморднике.

Приучение щенка к движению с хозяином по команде "Рядом"

начинается после приучения к ошейнику и поводку.

В спокойном месте поставьте щенка на коротком поводке у

своей левой ноги. При этом левой рукой держите поводок в

30-35 см от ошейника так, чтобы он мог легко передвигаться в

согнутой кисти, а правой рукой держите остальную часть

поводка в его середине, предварительно надев петлю поводка

выше кисти. Подайте команду "Рядом", вслед за этим натяните

поводок вперед и, начав движение, увлеките щенка к движению

рядом с собой. Каждый раз при попытке щенка отойти от вас

вперед, влево или отстать подавайте команду "Рядом" и

удерживайте щенка от этого натяжением поводка, но не рывком.

Затем ослабляйте натяжение поводка, предоставляя щенку

свободно двигаться рядом с вами у вашей левой ноги.

Если щенок во время движения проявит беспокойство, то на

ходу успокойте его поглаживанием левой рукой. В первые дни

щенок может проявлять во время движения сильное

беспокойство, метаться из стороны в сторону. В таких случаях

останавливайтесь, успокаивая щенка поглаживанием и по

команде "Рядом" возобновляйте движение. Не позволяйте щенку

удаляться от вас во время движения далее чем на 1,5м. В

течение дня упражнение повторите 3-4 раза.

Постепенно увеличивайте протяженность маршрута движения

щенка рядом с вами на поводке. Не допускайте рывков

поводком; так можно поступать лишь со щенками, достигшими

6-месячного возраста. Не требуйте от щенка безупречного

выполнения данного навыка. Важно добиться, чтобы щенок по

команде "Рядом" спокойно двигался слева рядом с вами на

небольшом расстоянии.

Приучать щенка садиться по команде "Сидеть" начинают с

3-месячного возраста, когда выработаны первоначальные навыки

на команды "Ко мне" и "Рядом".

Подзовите щенка к себе так, чтобы он встал возле вашей

левой ноги, сделайте пол-оборота влево, назовите кличку,

подайте команду "Сидеть" и вслед за этим, поднимите

лакомство над его головой вверх и немного назад. Чтобы

удобнее было наблюдать за лакомством и приблизиться к нему,

щенок поднимет голову и сядет. Если щенок попытается

подпрыгнуть, чтобы завладеть лакомством, удержите его левой

рукой за ошейник. При этом стремитесь лишь предотвратить

подпрыгивание щенка, но не ограничивайте свободное

поднимание им головы за лакомством и посадку. Как только

щенок сядет, поощрите его восклицанием "Хорошо",

поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов

упражнение повторите 2-3 раза.

Через 4-5 дней после того, как будут выработаны

первоначальные навыки на команду "Сидеть", переходите к

отработке этой команды во дворе и в других местах, где нет

сильных отвлекающих раздражителей (посторонних людей,

животных, транспортных средств).

Приучение щенка ложиться по команде "Лежать"

производится сразу после того, как выработаны

первоначальные навыки на команду "Сидеть".

Посадите щенка возле своей левой ноги, сделайте

пол-оборота влево, назовите кличку щенка, подайте команду

"Лежать" и вслед за этим, поднеся к морде щенка в правой

руке лакомство и нагнувшись, плавно опустите лакомство вниз

и немного вперед. Устремясь за лакомством, щенок нагнется и

ляжет. Как только он это сделает, поощрите его восклицанием

"Хорошо", поглаживанием и лакомством, одновременно нажимая

левой рукой на холку, чем предотвратите поднимание щенка.

После небольших перерывов упражнение повторите 2-3 раза.

Через 4-5 дней первоначальные навыки на команду "Лежать"

будут выработаны и можно продолжать занятия во дворе и в

других местах без резких отвлекающих раздражителей.

Приучение щенка к стойке по команде "Стоять"

производится в тот же период, что и отработка команд

"Сидеть" и "Лежать", если на них уже выработаны

первоначальные навыки.

Посадите щенка возле своей левой ноги и сделайте к нему

пол-оборота. Назовите кличку щенка, подайте команду "Стоять"

и вслед за этим легким нажимом левой рукой под живот снизу

вверх принудите щенка встать. Как только он встанет,

поощрите его восклицанием "Хорошо", поглаживанием и

лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите

2-3 раза. Если щенок вставая попытается сдвинуться со

своего места, удерживайте его от этого правой рукой за

ошейник.

Через 4-5 дней после того, как на команду "Стоять" будут

выработаны первоначальные навыки, приступите к отработке ее

во дворе и в других местах без сильных отвлекающих

раздражителей.

После того как щенок будет выполнять команды "Сидеть",

"Лежать" и "Стоять" без использования лакомства и

воздействия рукой, можно приступить к комплексным

упражнениям.

Подзовите щенка в себе и, как только от станет возле

вашей левой ноги, посадите его командой "Сидеть". Затем

положите его командой "Лежать" и поставьте командой

"Стоять". Если такая последовательность подачи команд при

комплексных упражнениях будет соблюдаться постоянно, то у

щенка выработается нежелательная привычка и он после

команды "Сидеть" в дальнейшем будет ложиться и затем

вставать без вашей команды. Для предотвращения такой

привычки периодически меняйте очередность подачи команд.

Например, подошедшего щенка вначале по команде "Лежать"

положите, затем по команде "Сидеть" посадите и т.д., меняя

каждый раз очередность команд.

По мере закрепления навыков лакомство и механическое

воздействие применяйте лишь изредка, для того чтобы эти

навыки не угасли, а поддерживались и закреплялись. Если

щенок не выполняет какую-либо команду, нужно ее повторить

более строгим тоном. Если и она не будет выполнена, то после

очередной команды (условного раздражителя) подкрепляйте ее

лакомство и механическими воздействиями (безусловными

раздражителями), руководствуясь соответствующей методика

первоначальной дрессировки.

Очень часто невыполнение команды бывает связано не с

угасание или ослаблением того или иного навыка, а с тем, что

животное в момент подачи команды чем-либо отвлечено. Поэтому

рекомендуем сначала произнесением клички привлечь внимание

щенка, а затем повторением команды более строгим тоном

побудить его к выполнению команды.

Приучать щенка к осмотру зубов по команде "Покажи зубы"

нужно с 3-месячного возраста с таким расчетом, чтобы

достаточно подготовить его к комиссионному осмотру на

выводке молодняка. Во время выводки и на других осмотрах

щенок должен беспрепятственно позволять осматривать зубы.

Приучение к этому производится следующим образом.

Посадите щенка у своей левой ноги, положите правую

ладонь на морду щенка снизу, а левую сверху, подайте

команду "Покажи зубы" и раздвиньте губы щенка большими

пальцами. При этом не позволяйте щенку раскрывать рот: при

разомкнутых челюстях нельзя определить прикус (особенности

смыкания зубов). Через небольшой промежуток времени

освободите щенка и поощрите восклицанием "Хорошо",

поглаживанием и лакомством. Через 4-5 минут упражнение

повторите.

По мере выработки первоначальных навыков сокращайте дачу

лакомства, ограничиваясь для поощрения щенка за выполнение

команды восклицанием "Хорошо" и поглаживанием.

При выполнении упражнений старайтесь не причинять щенку

даже малейшей боли. Неоднократное несоблюдение этого

правила вырабатывает у щенка стойкую отрицательную реакцию

на команду "Покажи зубы", и он каждый раз будет активно

сопротивляться осмотру зубов. Это правило следует строго

соблюдать, приучая щенка к промерам, общему осмотру и др.

Приучение щенка к апортировке по команде "Апорт"

(захватыванию в пасть и подноске апортировочных предметов)

начинается с 3-месячного возраста. Это можно делать и

раньше, так как большинство щенков охотно устремляется за

бросаемыми игрушками и деревянными палочками. Но выработка

навыков подноски к хозяину апортировочных предметов и отдачи

их ему для щенков, не достигших 3-4-месячного возраста,

затруднительна. В качестве апортировочных предметов вначале

используйте игрушки.

Подзовите к себе щенка так, чтобы он стал возле вашей

левой ноги, помахайте перед его глазами игрушкой и, подав

команду "Апорт" и бросив игрушку на 3-4 шага, быстро

продвиньтесь к ней, увлекая за собой щенка. Как только

щенок схватит игрушку, подайте команду "Ко мне" и немного

отбегите назад. Услышав знакомую команду и увидев, что вы

отбегаете, щенок в большинстве случаев устремится и

подбежит к вам. В таком случае возьмите правой рукой

игрушку, подайте команду "Дай", покажите в левой руке

лакомство и, как только щенок отдаст игрушку, поощрите его

восклицанием "Хорошо" и лакомством. Через 4-5 минут

упражнение повторите.

В случае если щенок после команды "Апорт" и броска

игрушки за ней не побежит, привяжите к ней тонкую веревку и

потяните ее по земле, как бы оживляя игрушку. Как правило,

щенок подбежит к игрушке и схватит ее. Когда он устремится

за игрушкой, подайте команду "Апорт" и выполняйте

упражнение, как сказано выше. Если, схватив игрушку, щенок

по команде "Ко мне" к вам не устремиться, то повторите

команду более строгим тоном и движением в сторону на 2-3

шага привлеките его к себе.

По мере выработки первоначальных навыков на команду

"Апорт" упражнения усложняйте. Апортировочный предмет

бросайте дальше, вместо игрушек используйте деревянные

палочки. Сокращайте пробежку вместе со щенком в сторону

брошенного предмета, а затем оставайтесь на месте. Спустя

1-2 месяца после многократно повторяемых упражнений щенок

по команде "Апорт" должен устремляться за бросаемыми

предметами, подносить их к вам и по команде "Дай" отдавать.

Каждый раз поощряйте щенка восклицанием "Хорошо",

поглаживанием и лакомством. Когда навыки достаточно

закрепятся, поощрение щенка за выполнение команды "Апорт"

лакомством производится все реже и заменяется восклицанием

"Хорошо" и поглаживанием. Апортировочные предметы

бросаются в траву и за невысокие кустарники так, чтобы

щенок их не видел и был вынужден искать по запаху.

Приучать щенка ходить по лестнице следует начать с

помощью шлейки и короткого поводка, а когда будут

выработаны первоначальные навыки, можно использовать

ошейник с поводком.

Подведите щенка на коротком поводке слева от себя к

лестнице с невысокими ступеньками, подайте команду

"Вперед" и увлеките его за собой. На первых занятиях идите

со щенком медленно, осторожно. Сначала движения по

лестнице, особенно вниз, щенок будет бояться. Помогите ему

с помощью шлейки с поводком и заинтересуйте его.

Поддерживайте щенка слегка натянутым левой рукой поводком и

держа перед щенком в правой руке лакомство, по мере

продвижения отодвигая его так, чтобы щенок его видел, но не

мог достать. Это заставит щенка двигаться по лестнице. Как

только щенок преодолеет несколько ступенек, остановитесь,

поощрите его восклицанием "Хорошо", поглаживанием и

лакомством и затем возобновите движение. После подъема или

спуска с лестницы поощрите щенка восклицанием "Хорошо",

поглаживанием и лакомством. Затем сделайте небольшой

перерыв и повторите упражнение.

На первых порах ведите щенка по лестнице рядом с собой

слева или за собой, а затем позволяйте ему двигаться

впереди вас. По мере выработки первоначальных навыков

переходите на преодоление щенком лестниц большей

протяженности и с более высокими ступеньками. Вместо шлейки

используйте ошейник. Когда щенок начнет уверенно двигаться

по лестнице на поводке, можно пускать его на лестницу

командой "Вперед" без поводка.

Приучая щенка к преодолению других препятствий, сначала

отрабатывайте эти упражнения с опорой щенка на препятствия,

а затем безопорными прыжком. Начинайте с невысоких

препятствий.

Во время прогулки подведите щенка на поводке к бревну

диаметром 12-15 см, лежащему на земле, подайте команду

"Вперед" и, перешагивая через бревно, увлеките щенка за

собой, позволяя ему опереться на бревно лапами. Как только

щенок перепрыгнет через бревно, поощрите его восклицанием

"Хорошо", поглаживание и лакомством. После небольших

перерывов упражнение повторите 2-3 раза. В дальнейшем

поощрение лакомством сокращайте. Постепенно увеличивайте

высоту препятствий, но не злоупотребляйте этим.

Можно приучить щенка преодолевать препятствия опорным

прыжком с помощью игрушек. Поставьте щенка без поводка возле

своей левой ноги перед препятствием, покажите щенка в правой

руке игрушку, подайте команду "Вперед" и бросьте игрушку

через препятствие. Вслед за перепрыгнувшим щенком перейдите

через препятствие и поощрите его восклицанием "Хорошо",

поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов

упражнение повторите 2-3 раза.

Приучение щенка к безопорному прыжку через препятствие

производится следующим образом. Положите тонкую деревянную

рейку на два деревянных чурбака на высоте 12-15 см от земли

и во время прогулки по команде "Барьер", перепрыгивая через

рейку, увлеките за собой щенка, так чтобы он, перепрыгивания

препятствие, не опирался на него лапами. Щенка,

преодолевшего препятствие, поощрите восклицанием "Хорошо",

поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов

упражнение повторите 2-3 раза. В дальнейшем лакомство

давайте все реже. Сначала приучайте щенка преодолевать

препятствия на поводке, а затем без поводка.

Постепенно увеличивайте высоту препятствий, не забывая о

возрасте вашего питомца. Преодолевая непосильные по высоте

препятствия, щенок может нанести себе травму и долго будет

бояться подходить к ним. Рекомендуемая высота препятствия

для щенка 4-месячного возраста - 25 см; 5-месячного - 30 см.

Одновременно приступайте к прыжкам через канавы и

другие горизонтальные препятствия. Ширина их должна быть на

10 см больше высоты вертикальных препятствий. Методика

приучения к прыжкам через вертикальные препятствия, с той

лишь разницей, что подается команда "Вперед", а не "Барьер".

Приучение щенка ходить по команде "Вперед" по бревнам и

облегченным (низкорасположенным) бумам начинается с

3,5-4-месячного возраста.

Поставьте щенка слева от себя в конце толстого

квадратного расположенного на земле бревна, подайте команду

"Вперед" и, поддерживая щенка правой рукой за верхнюю часть

шлейки, а левой - под живот, проведите щенка по бревну,

повторив команду "Вперед" 2-3 раза. После того как щенок

пройдет по бревну и спрыгнет с него, поощрите его

восклицанием "Хорошо", поглаживанием и лакомством. После

небольших перерывов упражнение повторите 2-3 раза. Когда

щенок станет уверенно ходить по квадратному бревну с вашей

помощью, начинайте приучать его делать это по команде

"Вперед" самостоятельно. Затем переходите к приучению щенка

ходить по круглым бревнам. Не допускайте, чтобы щенок

спрыгивал с бревна преждевременно, не преодолев его до

конца. Когда щенок привыкнет ходить по бревну в шлейке,

приучайте его ходить в ошейнике сначала без поводка, а затем

с поводком.

Научив щенка уверенно, безбоязненно ходить по лежащим

на земле бревнам, приучайте его ходить по облегченным

(низкорасположенным) бумам.

Подведите щенка слева от себя на коротком поводке с

ошейником к буму. Возьмите поводок вблизи от ошейника в

правую руку, подайте команду "Вперед" и, периодически

натягивая поводок вперед от щенка и поддерживая щенка под

живот левой рукой, побудите его зайти на бум и преодолеть

его, повторив команду "Вперед" 2-3 раза. Когда щенок, пройдя

по буму, сойдет с него, поощрите его восклицанием "Хорошо",

поглаживанием и лакомством. Через 4-5 минут упражнение

повторите.

Если щенка завести на бум таким образом не удастся,

можно прибегнуть к помощи лакомства. Подведите щенка без

поводка к буму, возьмите в правую руку лакомство, поднесите

его к морде щенка и, подав команду "Вперед", отводите

лакомство от него так, чтобы, стремясь схватить его, щенок

был вынужден зайти на бум и двигаться по нему. Чтобы щенок

с бума не упал, поддерживайте его левой рукой под живот и

во время движения повторите команду "Вперед" 2-3 раза.

Когда щенок пройдет бум и спустится с него, отдайте ему

лакомство и поощрите восклицанием "Хорошо" и поглаживанием.

Через 4-5 минут упражнение повторите.

Следите за тем, чтобы щенок с бума не спрыгнул и не

упал. В противном случае, испытав боль, он надолго

испугается препятствия.

Когда щенок станет по команде "Вперед" уверенно, без

проявления боязни заходить на бум и преодолевать его,

необходимость в побуждении его к этому натяжением поводка и

поддержанием под живот отпадет. Однако внимательное

наблюдение за щенком не прекращайте и при первом затруднении

приходите на помощь. Не забывайте поощрять щенка сразу же,

как только он спустится с бума. Постепенно поощрение

лакомством сокращайте, ограничиваясь восклицанием "Хорошо" и

поглаживанием.

Приучать щенка к движению в населенных пунктах сначала

нужно на шлейке, а затем на ошейнике с использованием

короткого поводка. Первые занятия проводятся в спокойных,

малолюдных местах, а затем переходят в более многолюдные и

загруженные транспортными средствами. Основная задача

упражнений - приучить щенка спокойно относиться к

встречаемым на пути движения раздражителям, в том числе и

сильным, не отвлекаться от них, не выбегать на проезжую


3664214845911490.html
3664298927908132.html
3664474400854632.html
3664664498815163.html
3664740472729102.html